Главная Культура 00:19 21 Января 2022 12481
Одержимы холопским недугом...

Некрасов, 200 лет спустя: взгляд на поэта из лакейской

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Фото с сайта museum.ru

200-летний юбилей Николая Некрасова в Петербурге отметили новым ремонтом в мемориальном музее поэта на Литейном проспекте, 36. Отклики на окончание двухлетнего ремонта похожи на пародию, но все это говорится всерьез, с умным видом.

«Конечно, незачем прятать от публики известные факты. Некрасов — борец за счастье народное — 20 лет жил барином в шикарной квартире из двенадцати комнат на престижном втором этаже кирпичного дома (еще редкость для Петербурга середины XIX века). И не просто жил, а сожительствовал с известной красавицей Авдотьей Панаевой и ее мужем. В последнем случае не подумайте ничего плохого, нельзя же было за просто так выгнать на улицу законного мужа. Да и для некрасовского журнала «Современник» Панаев был полезным человеком, сочинял фельетоны».

Это не из анекдота, это цитата из статьи в уважаемом петербургском издании.

И ведь не возразить, факты — упрямая вещь. Однако кто тут что и от кого прятал? О бурной любви Некрасова и его красавицы, о роковой страсти, захватившей этих людей на долгие годы, об их встречах и разлуках поэт все написал сам — и в каких стихах! «Я не люблю иронии твоей, / Оставь ее отжившим и нежившим, / А нам с тобой, так горячо любившим, / Еще остаток чувства сохранившим, — / Нам рано предаваться ей!» Если бы в современной литературе можно было найти хоть отблеск такой любви и всех ее переживаний, если бы современный театр или кино хоть отчасти могли поведать о таких чувствах, им бы многое можно было простить. Но никто из современников с нами на таком языке давно не разговаривает.

Мы же и Некрасову, этому «мученику гипертрофированной совести», как называл его Корней Чуковский, ничего не прощаем доныне. На эту потрясающую историю любви и страсти, на этот великий роман смотрим с прищуром и подозреваем поэта в сомнительном личном поведении. Сам Некрасов, как особой милости, просил потомков не всматриваться в его биографию, а судить о нем лишь по его стихам: «Как человека забудь меня — частного, / Но как поэта — суди!» Но кто же у нас сегодня Некрасова читает и тем более к нему прислушивается?

В свое время создатель музея на Литейном и его первый хранитель В. Е. Евгеньев-Максимов тщательно собирал архивные источники, документы, рукописи, черновики поэта. Тут была богатая литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Некрасова, а также истории русской литературы и журналистики, дававшая пищу сердцу и уму посетителей. Нынешние музейщики пошли другим путем.

«Мы восстанавливаем гардеробную комнату, точнее, гардероб, с костюмом XIX века, на подстолье будут находиться камердинерские орудия труда — щетки, расчески. В комоде будет открыто одно из отделений, и там будет показано, как лежат рубашки, галстуки и прочее, и прочее», — поясняет автор новой экспозиции, замдиректора Всероссийского музея А.С. Пушкина (Музей Некрасова — его филиал) Татьяна Вергун. Она совершенно серьезно считает, что таким образом можно «сделать поэта и гражданина человеком». Хочется спросить: какой ученый совет выдавал ей такие рекомендации? Посмотреть бы в глаза этому ученому совету, да, боюсь, таковой вряд ли отыщется.

Отныне Музей Некрасова пополнился двумя новыми комнатами — буфетной и камердинерской. Количество музейных предметов — не мемориальных, а аналоговых — возросло с 1850 до 2500. Подлинники — перьевая ручка Белинского, стол и конторка Некрасова, кресло Чернышевского — разбавлены множеством бытовых предметов того времени, включая карточный стол с колодой карт и даже деньгами. Аналоговые купюры лежат на аналоговом столе. Так мемориальный музей с его незаменимым духом подлинности становится бытовым, в котором невозможно добраться до сути. Теперь, когда восстановлена буфетная, примыкавшая к столовой, в музее рассказывают об утраченной черной лестнице: «Именно по ней из кухни, расположенной в одном из флигелей во дворе, в больших емкостях доставляли готовую еду. Чтобы она не остывала, как правило, предварительно подогревали тарелки».

О каком таком высоком предназначении поэта — а Некрасов думал о нем свою мучительную думу до последней минуты жизни — можно тут говорить? Артефакты разбавлены фантазиями автора экспозиции об «эффекте присутствия»: «Вот мы и решили воссоздать эту атмосферу: накрываем стол — медный самовар, посуда, и здесь же рядом раскладываем рукописи, корректуру, газеты. Как будто бы Некрасов только что вышел из столовой в кабинет». Что, кроме окололитературных сплетен, можно вынести из этого потока сознания? Разве не так подпитывается нездоровый, пошлый интерес к фигуре великого человека? Который преследовал его еще при жизни и на который он сам давно ответил: «Что враги? пусть клевещут язвительней, — / Я пощады у них не прошу. / Не придумать им казни мучительней / Той, которую в сердце ношу».

Там, где раньше была литературная экспозиция, теперь наполненная подробностями быта гардеробная и камердинерская. Некрасову приобрели платяной шкаф середины XIX века, из приоткрытого комода выглядывает столовое белье, из шкафа торчат белье и сюртук, надо полагать, хозяина квартиры. Такие вот музейные ценности. Надо видеть эту профанацию музейной работы, эту камердинерскую с цилиндрами, бельем и сундуками, где, согласно новой экспозиции, слуги ждали господ, которые засиживались у Некрасова далеко за полночь, а камердинер тут же чистил одежду. «Тут ждали звонка — подать, принести, помочь».

И встает вопрос: «одержимый холопским недугом» — это про кого написано? Я уж даже не спрашиваю, какие научные изыскания могут подтвердить уместность этих шкафов, самоваров и цилиндров. А есть еще служебная комната для кучера...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6209
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5970
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4443
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...