«Роснефть» стала главным отраслевым ньюсмейкером уходящей недели. Нефтяная компания во вторник, 17 ноября, объявила о громкой сделке по продаже крупнейшей мировой нефтетрейдинговой компании Trafigura 10% доли в масштабном проекте «Восток Ойл». На фоне этих новостей фондовый рынок получил заряд адреналина, а стоимость акций «Роснефти» подскочила на 4%.
Первый инвестор
Во вторник, 17 ноября, совет директоров «Роснефти» одобрил сделку по продаже международной трейдинговой компании Trafigura 10% акций проекта «Восток Ойл» с ресурсной базой 44 млрд баррелей. Таким образом, Trafigura стала первой компанией, которая присоединилась к реализации масштабного энергетического проекта «Восток Ойл».
Trafigura — один из крупнейших в мире независимых трейдеров нефти и нефтепродуктов. Компания входит в число ключевых партнеров «Роснефти». Ей принадлежит миноритарный пакет в индийском СП с «Роснефтью» — Nayara Energy, куда входят НПЗ в Вадинаре мощностью 20 млн тонн, порт и розничный бизнес (около 4,8 тысячи заправок).
«Участие в проекте одного из крупнейших мировых трейдеров — компании Trafigura — свидетельствует о том, что «Восток Ойл» с его колоссальной ресурсной базой и очевидными логистическими преимуществами — это будущее мировой энергетики, — отмечает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. — Возможность поставок по Северному морскому пути на европейские и азиатские рынки является важным конкурентным преимуществом, которое вызывает повышенный интерес у инвесторов. Реализация проекта может стать настоящей революцией на глобальном рынке углеводородов».
«Роснефть» не раскрывает размера сделки и ее условий, однако аналитики компании «Атон» считают, что российская компания получит за 10% акций около 7-8 млрд долларов, то есть более 10% от текущей капитализации «Роснефти».
«Продажу первой доли в проекте «Восток Ойл» международному инвестору мы рассматриваем как положительный катализатор для акций. Мы ожидаем, что рынок постепенно будет включать NPV проекта «Восток Ойл» в оценку «Роснефти», что, на наш взгляд, станет одним из главных факторов инвестиционного кейса компании по мере появления новостей и деталей о проекте, а также привлечения новых партнеров», — отметили аналитики в своем обзоре.
В J.P. Morgan эксперты также считают, что интерес потенциальных инвесторов к проекту очень высок. По мнению аналитиков, доверие к проекту выросло, вслед за чем могут быть привлечены и другие крупные инвесторы.
«Мы рассматриваем Китай, Индию и Катар в качестве дополнительных потенциальных инвесторов в проект. «Роснефть» остается нашим фаворитом в российском нефтяном секторе, поскольку компания не только ключевой бенефициар от роста цен и налоговых изменений, но и в свете реализации проекта «Восток Ойл», — говорится в аналитических материалах банка.
В «Ренессанс Капитале» полагают, что «Роснефть» постепенно сократит свою долю в проекте до 50%. «Мы считаем эту сделку положительной, поскольку она подтверждает статус «Восток Ойла» как основного катализатора для «Роснефти» и может дать старт продаже аналогичных пакетов в ближайшие месяцы», — подчеркивают аналитики.
Что такое «Восток Ойл»
Высокие экспертные оценки мегапроекта «Восток Ойл» базируются на его уникальных параметрах. Проект включает в себя Ванкорский кластер (всего 15 месторождений), Западно-Иркинский участок, Пайяхскую группу месторождений (принадлежит «Нефтегазхолдингу») и месторождения Восточно-Таймырского кластера. Нефть «Восток Ойла» обладает премиальными характеристиками, превосходящими ближневосточные показатели и эталонную марку Brent. Подтвержденная ресурсная база проекта по жидким углеводородам составляет 6 млрд тонн (44 млрд баррелей).
«Для сравнения: ресурсная база всей формации Permian, крупнейшего сланцевого региона США, — 6,3 млрд тонн, — рассказал директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Только следует понимать, что плотность запасов там — 0,1 млн баррелей нефтяного эквивалента на квадратный километр. В случае же с проектом «Восток Ойл» этот показатель составляет 17 млн баррелей нефтяного эквивалента на квадратный километр. Неудивительно, что проект сверхпривлекателен для инвесторов».
Качество нефти «Восток Ойла» заслуживает отдельного внимания. Она обладает премиальными характеристиками и превосходит как ближневосточные сорта нефти, так и эталонный Brent. Содержание серы — 0,05%. Премия на баррель, по оценкам Argus, составит от 10 до 12 долларов.
Реализация не имеющего аналогов в мире проекта «Восток Ойл» по добыче углеводородов в районах Крайнего Севера позволит России занять лидирующие позиции в технологической области. А также получить выгоду не только от развития нефтегазовой отрасли, но и в масштабах всей страны.
«Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для «Роснефти», но и для мировой нефтяной отрасли», — отмечают аналитики J.P. Morgan.
Потенциал поставок нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 году в 30 млн тонн, а к 2030 году — до 100 млн тонн.
«Роснефть» приступает к полномасштабному освоению месторождений на Таймыре, — говорит инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Это будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам компании KPMG, эффект от «арктических» инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года. Реализация проекта даст импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение«.
Севморпуть свяжет Запад и Восток
Президент России Владимир Путин ранее поставил задачу в ближайшие годы обеспечить загрузку Северного морского пути (СМП), сделав его полноценной транспортной артерией с круглогодичной навигацией. В 2019 году объем перевозок грузов в акватории СМП достиг 31,5 млн тонн. В майском указе 2019 года была поставлена цель к 2024 году увеличить грузопоток по СМП до 80 млн тонн. «Восток Ойл» должен стать одним из основных решений этой задачи.
Уникальное географическое положение проекта позволяет поставлять нефть по СМП как на традиционные европейские рынки, так и на быстрорастущие азиатские. «Восток Ойл» обеспечит значительную долю грузопотока по арктической транспортной магистрали. Для доставки нефти будут использоваться танкеры ледового класса, эти суда уже строятся на первой в России судоверфи тяжелого гражданского судостроения «Звезда».
Для организации вывоза продукции с проекта «Восток Ойл» на судостроительной верфи «Звезда» размещен заказ на серию из 10 танкеров высокого ледового класса дедвейтом 120 тысяч тонн, адаптированных для работы на Северном морском пути. В целом в интересах проекта планируется построить 50 судов различных классов.
«Следует понимать, что близость таймырских месторождений к северным морям и строительство магистрального трубопровода до бухты Север полностью ориентирует проект на транспортировку сырья по Северному морскому пути, — отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — Этот вариант транспортировки, очевидно, дешевле и во многом надежнее, чем транспортировка по железной дороге или по системе магистральных трубопроводов «Транснефти» через весь континент».
Драйвер смежных отраслей
«Восток Ойл» — это таймырские месторождения с прямым каналом сбыта по Северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой, — говорит директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Добыча в рамках «Восток Ойла» — это не только буровые установки и промысловые объекты, это морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса — сложная высокотехнологичная инфраструктура. Инфраструктура, которая создается с нуля и обеспечит крупными заказами российскую промышленность. И все заказы для проекта выполнять будут именно российские производители«.
Для обеспечения энергетических потребностей проекта «Роснефть» заключила соглашение с «Интер РАО» на комплекс работ по проектированию и строительству энергетической инфраструктуры, включающей в себя энергоцентры общей мощностью 2,5 ГВт, а также более 3,5 тысячи километров линий электропередачи.
По оценкам экспертов, реализация проекта предусматривает создание свыше 770 км магистральных и 7000 км внутрипромысловых трубопроводов. «Это позволит серьезно изменить ситуацию на рынке трубной продукции. В настоящее время спрос на трубы существенно снизился, однако «Восток Ойл» вновь обеспечит загрузку мощностей российских производителей», — говорит Рустам Танкаев.
Продолжается работа и по обеспечению проекта производственной базой. В частности, достигнута договоренность с ПАО «КАМАЗ» на поставку транспорта и спецтехники. На начальном этапе необходимо до 2,5 тысячи единиц техники. В дальнейшем потребность может вырасти до 6 тысяч единиц.
Проект «Восток Ойл» обеспечит существенный мультипликативный эффект для всей российской экономики, дополнительно создаст десятки тысяч рабочих мест и обслуживающего персонала. В целом, как показывают расчеты специалистов Института прогнозирования Российской академии наук, реализация проекта создает дополнительные стимулы для локализации высокотехнологичного оборудования и обеспечивает прирост внутреннего спроса на продукцию различных отраслей, эквивалентную 2% ВВП в год.
В рамках проекта «Восток Ойл» предстоит пробурить более 20 тысяч добывающих и нагнетательных скважин, поэтому особое внимание «Роснефть» уделила выбору буровых комплексов. Компания планирует заключение долгосрочного контракта на поставку 100 единиц буровых установок, спроектированных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера.
Как отмечает Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников, «месторождения «Восток Ойла» схожи по геологическим характеристикам с уже изученными месторождениями Ванкорского кластера. Это облегчает задачу их освоения, позволяет сократить расходы. Безусловно, сокращение капитальных затрат будет связано также с использованием новейших технологий бурения: горизонтальных скважин с многостадийным разрывом пласта. Месторождения будут разрабатываться с помощью станков большой грузоподъемности, предназначенных для бурения скважин сложных профилей. Такие технологии позволят оптимизировать количество кустовых площадок, сократить капитальные затраты».
Энергия ветра
«Роснефть» уже на стадии реализации проекта создает платформу для внедрения «зеленых» технологий и экологичных методов разработки северных месторождений.
Например, компания рассматривает возможность широкого использования как попутного нефтяного газа, так и ветрогенерации.
По словам Сергея Суверова, «север Красноярского края — это уникальное место с точки зрения перспектив развития ветрогенерации в РФ. Он сопоставим с такими регионами, как север Англии или север Дании. Использование ветрогенерации может быть экономически эффективно, следовательно, это одно из основных направлений энергоснабжения проекта».
Также в нефтяной компании подчеркнули, что накопили серьезный опыт в формировании так называемых буферных мощностей по хранению избыточного попутного нефтяного газа на начальных стадиях разработки месторождений, когда добывается незначительный объем сырья и, соответственно, потребление электроэнергии достаточно умеренное. Но после увеличения объемов добычи возрастает и потребность в электроэнергии. В этот момент будет использован тот накопленный газ, который был добыт и закачан в подземное хранилище на ранних стадиях.
Как утверждает старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов, «с экологической точки зрения «Восток Ойл» станет проектом нового поколения. Новейшее буровое оборудование позволит минимизировать воздействие на окружающую среду. В проекте будут учтены самые жесткие экологические требования. Главным приоритетом реализации «Восток Ойла» является сохранение хрупкой природы региона. В общей сложности удельная интенсивность выбросов в период работы «Восток Ойла» составит порядка 12 кг СО2 на баррель добычи. Это очень хороший показатель, ведь, по данным Wood Mackenzie, данный показатель по новым месторождениям составляет порядка 50 кг».
Будущее отрасли
Когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион считался крайне сложным, потребовал серьезных инвестиций, но тем не менее был освоен. «Откровенно говоря, страна до сих пор живет на тех самых инвестициях, которые были сделаны в 60-70-е годы во время освоения Западной Сибири, — замечает Константин Макиенко. — Точно таким же образом, сейчас инвестируя в таймырские месторождения, мы обеспечиваем будущее страны, может быть, на 50-60, а то и 100 лет вперед. Потому что это достояние, которое будет востребовано не только в России, но и во всем мире. Потому что на самом деле запасы углеводородов истощаются, при этом, несмотря на развитие «зеленой» энергетики и возобновляемых источников, вся мировая экономика еще долго будет нуждаться в углеводородном сырье. Так что проект «Восток Ойл» необычайно важен с этой точки зрения».
Эксперты отмечают, что именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа.
«Много будет зависеть от того, как будет выстроена госполитика в области освоения северных месторождений, насколько мы сможем обеспечить импортозамещение, развивать собственные технологии и инфраструктурную базу», — считает директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский.
По его словам, реализация проекта «Восток Ойл» позволит России занять лидирующие позиции в технологической области, получить выгоды, не только связанные с развитием нефтегазовой отрасли, но и на уровне всей страны.