
Вопрос, витающий в эти дни над миром: «Как же это все произошло в Афганистане?» США уносят ноги, Кабул пал в считаные часы, марионеточные президент и правительство сбежали, 350-тысячная армия разбежалась без боя. Талибы, не теряя времени, устанавливают свои порядки... А ведь пять американских администраций убеждали, что война с террористами выиграна, и Кабул становится столицей «цивилизованного» Востока, опорным партнером США у границы с КНР.
Доброжелатели извне приходят на земли Афганистана на протяжении всего его существования, будь то персидские и арабские династии, британское владычество, выполняющий интернациональный долг СССР. А теперь еще и натовская коалиция, утверждающая демократию на почве, где она никогда не росла. И всякий раз сопротивление делало оккупацию бессмысленной.
Так что надо понимать: пуштунский «Талибан» (запрещенная в России организация) не завоевывал Афганистан. Почти бескровный захват власти во всей стране талибами — это, по мнению афганцев, лучшее из зол. На их взгляд, 70 тысяч бородатых проповедников со старыми АК-47 избавили Кандагар, Кундуз, Герат, Джелалабад, Мазари-Шариф и Кабул от засилья оккупантов и их местных прислужников.
Шокировавшее Запад возвращение религиозных фанатиков к управлению страной, избранной Вашингтоном как тренажер для обращения правоверных в демократы, означает крах концепции «управляемого военной силой отсталого мира». Созданные на деньги США правительство, армия, полиция, спецслужбы Афганистана рассыпались, как замок из песка. Речь Байдена с бестолковым объяснением крупнейшего провала внешней политики сверхдержавы свелась к тому, что, мол, не ждали мы, что власти в Кабуле быстро сольют воду. Не стоит-де «нам их спасать, раз они сами не хотят». По сути, он признал, что глупо навязывать варварам непонятные им общественные устои.
The Washington Post написала, что Байден винит всех, кроме себя, хотя именно он дал «Талибану» зеленый свет. «Несокрушимая свобода» стоит дорого. Цена 20 лет войны для США — триллион долларов и 2,4 тысячи жизней (официальные потери) «смелых американцев». Четверть миллиона погибших афганцев в Белом доме не считают — для них это отходы матушки-истории, как ацтеки для конкистадоров. А вот о чем стоит кручиниться, так это авторитет США в мире.
Теперь СМИ соревнуются, кто поярче заклеймит запрещенных талибов, упрекая их в средневековых нравах. Они пугают Эмират непризнанием, а тем без разницы — все американское давно проклято, а Шелковый путь лежит через Афганистан веками. Заодно США пытаются обвинить Россию в сотрудничестве с радикальным режимом, хотя два года назад напрямую заключили с «Талибаном» (запрещенным в России) сделку о выводе войск, делигитимизировав свое же афганское правительство.
Россия иллюзий насчет бородатых пришельцев не питает, памятуя об их поддержке террористов в чеченских войнах, но рассчитывает на прагматичный подход Кабула. Отгородиться не выйдет — граница с ОДКБ не морская, а экстремизм заразнее коронавируса. Следуя достигнутым в Москве договоренностям, талибы сегодня охраняют посольство РФ и обещают не поддерживать радикалов у соседей по Центральной Азии. Какова цена этим обещаниям, покажет время.
А пока обратим внимание вот на что. В городах, куда они без боя за месяц зашли, нет разгула мародеров, рынки открыты, оружие у локальных банд изымают, девочек из семей в жены бородатым воинам, как в 90-е, не отбирают — гарантии дал мулла Ахундзада. Женщинам разрешают работать на телевидении, но в платках и платьях темных расцветок. Школы для девочек и мальчиков будут раздельные, но их не закрывают. Во всяком случае, пока.
И еще. На сегодня 80% мирового производства героина уже 15 лет приходится на Афганистан. Новые власти обещали его сократить или вовсе запретить. Но как это сделать, если это единственная доходная статья сельхозэкспорта? Для урезания посевных площадей опийного мака неизбежно придется воевать с наркобаронами. Наркотрафик через Центральную Азию реально остановить, если только предложить экономическую альтернативу Афганистану.
Правосудие по шариату — дело для привыкания непростое. Но зато ЛГБТ-лобби в правительстве здесь еще лет 200 точно не будет, как и гей-парадов, а дети не будут в интернете выбирать себе пол. Как объявили новые власти, их цель не свернуть развитие общества, а, сохраняя традиции и исламскую нравственность, провести реформы, избавиться от коррупции на самом верху, наладить сотрудничество с соседями. И улучшить жизнь народа. Что из этого выйдет?
Экс-посол США в Кабуле Майкл Маккинли в статье обозначил причины провала американского участия в государственном строительстве на оккупированных территориях. Во-первых, полное непонимание Госдепом и администрацией США функционирования афганского общества. Все проекты затягивались на 15 лет — в результате работает одна турбина ТЭС, и все. Во-вторых, тотальная, многомиллиардная коррупция проамериканской элиты. В сухом остатке: построенные за очень дорого дороги, попытки эмансипации женщин, девочки в школах, огрызки гражданского общества, якобы свободная журналистика. Но бессмысленные в Азии атрибуты западной демократии не поменяли менталитета и не сделали афганцев счастливыми.
Умозрительные схемы насаждения прогресса по цене «триллион на двадцать лет» не сработали. Ситуация, будто маятник, вернулась в точку, когда США вторглись в Афганистан. Миссия искусственного оплодотворения феодального общества яйцеклеткой западного процветания провалилась. Предсказанная Стругацкими в романе «Трудно быть богом» тупиковость экспериментальной истории дала наглядный урок: нельзя перепрыгнуть всем обществом целые этапы исторического развития, да еще насильно. Тем более если испытуемые неприхотливы, бесстрашны и горды.
P.S. Еще более мрачные выводы из афганского фиаско Пентагона делают на постсоветском пространстве. The National Interest первым заметил, что Афганистан — тревожный сигнал для не входящих в НАТО «союзников». В 2012-м именно Афганистан с большой шумихой был провозглашен как «главный союзник США, не входящий в НАТО», о чем объявила госсекретарь Хиллари Клинтон. Украина, как и Грузия до нее, постоянно получает неприятные напоминания о том, что, сколько бы членов Конгресса ни использовали термин «союзник» для Украины, на самом деле во внешней политике США существует разделительная линия между «союзниками по договору» и всеми остальными. Если американцы скинули с легкостью с борта своих протеже в ключевом для них регионе, то пожертвовать пешками в Киеве и Тбилиси в глобальных шахматах для них явно не проблема.