Правительство РФ обсуждает предложение Центра разработки национальной алкогольной политики — ограничить показ употребления спиртных напитков по телевидению с 6 утра до 23 часов. Подобная мера уже действует в отношении курения: теперь перед фильмами в лучшем случае можно прочитать предупреждение о вреде табака, а в худшем — наблюдать, как киногерой, выпуская дым, вместо сигареты держит в руке нечто загадочное. Любопытно, чем прикроют бокалы и рюмки, если идею центра реализуют.
Леонид Радзиховский, публицист
— А что современным героям еще делать на экране? Может, им другое занятие найти? Вредные привычки хоть как-то очеловечивали персонажей. Поскольку в большинстве наших современных картин нет места глубоким переживаниям, чувствам и мыслям, с запретом алкогольных сцен мы получим откровенную халтуру. Осталось запретить драться и разоружить героев. Кстати, с социальной точки зрения драки со стрельбой куда опаснее спиртного.
Максим Кононенко, журналист
— Просто всем хочется попиариться, в том числе инициаторам этой антиалкогольной затеи. Сейчас все больше сообщений, что образ пьющего русского мужика уходит в прошлое, а тут нам предлагают ограничить показ употребления спиртного в кино. Нелогично. Да и нереально. Попробуйте запретить или даже урезать «Иронию судьбы»: получится форменное покушение на наши устои! Я человек некурящий и борьбу с табачным дымом в принципе одобряю. Массовое курение началось не от хорошей жизни, в годы Первой мировой войны. И если человечество бросит эту привычку, всем будет только легче. А алкоголь — это вековая традиция, часть бытовой культуры разных народов. Можно и нужно воспитывать культуру пития, но это задача социальная, а не агитационная.
Олег Зыков, врач — психиатр-нарколог, член Совета по проблемам наркомании при Совете Федерации
— Вам не кажется странным, что это предложение озвучил центр во главе с Павлом Шапкиным, который всегда представлял алкогольное лобби? Что же касается фильмов, то любое изъятие фрагментов вызовет недоверие общества к такой подаче информации и даже обратный эффект. Запретный плод сладок. А как специалист скажу так: количество употребления алкоголя и психоактивных веществ зависит от качества системной профилактики. В первую очередь надо учить детей и подростков справляться с кризисами, не разрушая себя. Вторая проблема: уровень алкоголизации определяется степенью бытового и даже политического насилия. Стоит подумать о снижении тюремного населения, о программах адаптации бывших заключенных к социуму. В магазинах нужно изменить визуальный ряд: бутылки с прилавков убрать, оставить только каталоги. И третья сложность: профилактика рецидивов у страдающих алкоголизмом людей. Реабилитационные центры находятся в межведомственном вакууме, условия содержания там далеки от хороших.
Наталья Меркулова, сценарист, режиссер
— Алкоголь на экране ни на что не влияет. Хуже, когда в семьях дети воочию видят, как бурно отмечают праздники взрослые. Оптимальный вариант: перед показом фильма сообщать о пагубном воздействии вредных привычек. Родители пусть сами решат, позволять чадам смотреть такой фильм или нет. А то с курением уже перегнули палку: герой курит, а в руке какое-то мутное облако.
Георгий Бовт, публицист
— К сожалению, у нас нет законодательных глупостей, от которых можно быть застрахованным. Закон об ограничении демонстрации курения на телевидении приняли. Замалеванные цензурой сигареты выглядят дико и убого. Лучшая борьба с пьянством — создание условий для здорового образа жизни, спорта, семейного отдыха. Плюс контроль за употреблением алкоголя в публичных местах. Есть запрет на ночную продажу спиртного — вот он реально приносит результат.