Главная Культура 18:41 20 Апреля 2022 4922
Жизнь на семи ветрах

100 лет назад родился выдающийся советский кинорежиссер Станислав Ростоцкий

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Фото: Михаил Свищев/Russian Look, globallookpress.com

Он прожил длинную (почти 80 лет), драматичную и счастливую жизнь, так похожую в главном и сущностном на жизнь своих сверстников. Вот самые ранние вехи его судьбы: полуголодное детство в провинциальном Рыбинске, штаны, перешитые из отцовских одежек, скученная жизнь в городской коммуналке. Война, на которую он, комиссованный из-за болезни позвоночника и проходивший службу в запасной бригаде, «сбежал» в 1943-м. Страшные бои под Вязьмой и Смоленском, тяжелое ранение под украинским городом Ровно…

- По мне танк проехал, - рассказывал впоследствии Станислав Иосифович. - Жив я остался только благодаря друзьям и тому, что нижняя часть тела провалилась в окопчик. Поэтому была разрушена только нога и грудная клетка. И рука была оторвана. А потом ещё осколком в лоб съездило. Я был абсолютно беспомощный, и молодцы ребята, что отняли у меня пистолет. Потому что, если бы они не отняли, то я бы, наверное, застрелился.

Потом были госпитали, операции, пункции, отрезанная ниже колена нога, протез, вторая группа инвалидности. Этот горький жизненный опыт, который Ростоцкий сполна и честно разделил со своим поколением, пригодился ему, когда в 1944 году он появился в коридорах ВГИКа. Для него не было вопроса: о чем снимать, где брать сюжеты для кино. Военная тема надолго стала определяющей в его судьбе, подарив нашему искусству настоящие шедевры антивоенного кино: «Майские звезды», «На семи ветрах», «А зори здесь тихие»…

Но был в его жизни и другой опыт – мирный и абсолютно уникальный. Станислав Иосифович рассказывал мне, как еще в юные годы он, наивный, увлекающийся искусством подросток, попал на кинопробы к великому Сергею Эйзенштейну, который начал снимать фильм «Бежин луг», впоследствии уничтоженный сталинской цензурой. «Хорошо смеется», - написал тогда на фотопробе юного Ростоцкого классик. Через два года Стасик нашел Эйзенштейна и честно доложил, что согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин, мыть посуду, если тот научит его снимать кино.

- Сергей Михайлович рассмеялся, - сам улыбаясь своей удивительной улыбкой, рассказывал мне Станислав Иосифович. - Для начала посоветовал проштудировать всю русскую классику, а заодно досконально изучить творчество европейских писателей и композиторов, познакомиться поближе с картинами импрессионистов, японским, китайским, древнерусским искусством. Когда я пришел к Сергею Михайловичу в следующий раз, тот устроил мне самый настоящий экзамен, который я, скажу честно, выдержал не сполна. И так повторялось раз за разом…

Эта требовательная дружба, продлившаяся до конца жизни Эйзенштейна, очень много значила в судьбе будущего режиссера. Интерес к мировой и русской художественной культуре вкупе с суровым жизненным опытом рано сформировали его личность, общественные взгляды, художественные пристрастия. К моменту окончания Ростоцким ВГИКа руководитель мастерской Григорий Козинцев считал, что молодому режиссеру сразу можно доверить большую картину, не маринуя его на обязательных в те времена документальных и научно-популярных лентах.

Но, несмотря на столь лестную характеристику, путь Ростоцкого в большое кино оказался далеко не простым и совсем не легким. Его дипломную картину «Пути-дороги» положили на полку, она вышла только после ХХ съезда КПСС. Его картину «Дело было в Пенькове» посчитали клеветой на колхозный строй и первоначально напечатали унизительным тиражом в 10 пробных копий. Его фильм «Доживем до понедельника» пытались остановить еще на стадии замысла и съемок, а затем предложили внести около 30 (!) поправок. Картину «Белый Бим Черное ухо» ему не разрешали снимать три года. Наконец, его последний фильм «Из жизни Федора Кузькина» по прозе Бориса Можаева был снят в 1989 году, когда кинопрокат уже безнадежно рухнул, а кинотеатры были превращены в мебельные салоны…

Но эти и другие его картины с боями прорывались к зрителю. То благодаря заступничеству Хрущева, как было с лентой «Пути-дороги», то благодаря его собственному бойцовскому характеру, то благодаря зрителям, которые валом валили на его фильмы, заставляя прокатчиков в срочном порядке допечатывать копии. Человек высочайшей культуры, Ростоцкий был начисто лишен снобистского желания снимать кино для «посвященных», он хотел быть услышанным и понятым как можно большим количеством людей. Не случайно его картины «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо» были признаны читателями массового киножурнала «Советский экран» лучшими фильмами года.

Несмотря на постоянные бои с киночиновниками, Ростоцкий никогда не испытывал соблазна податься в диссиденты. Но не был он и ловким царедворцем, кинематографическим генералом, как его пытались представить некоторые коллеги, уязвленные обилием наград и званий, которых он был удостоен (вполне заслуженно) за свое творчество. Нет, Ростоцкий был цельным, последовательным художником, который своими фильмами, неизменно пронизанными гражданской болью, как мог, как умел, боролся с несовершенством советской системы. Он искренне верил, что ее можно улучшить, сделать гуманнее и справедливее. Поэтому крушение СССР воспринял как личную драму.

Последние 10 лет жизни Ростоцкий ничего не снимал. Жил на пенсию ветерана войны. Переехал в маленький городок Высоцк под Выборгом, принимал здесь на скромной дачке своего многолетнего сподвижника и друга Вячеслава Тихонова, ловил в Финском заливе рыбу. В шутку говорил мне, что это его истинное призвание. Как-то на фестивале архивного кино в Белых Столбах я спросил его, почему он больше не снимает фильмы.

- Да не вписываюсь я в нынешнее жестокое время и в нынешнее жестокосердное кино, - махнув рукой, с горечью ответил он. И ушел, прихрамывая на больную ногу, в глубину заснеженной березовой аллеи.

Это был последний наш разговор. Буквально через год его не стало. Ростоцкий ехал со своей дачи на открытие Выборгского фестиваля «Окно в Европу», который он возглавлял в качестве президента. По пути внезапно почувствовал резкую боль в груди. Станислав Иосифович успел остановить машину, заглушить двигатель. Сидевшая рядом жена, актриса Нина Меньшикова, метнулась к телефону, вызвала «скорую». Бригада врачей приехала быстро, но сделать уже ничего не смогла…

Он умер, как умирают, наверное, только святые, безгрешные люди – не в больничной палате после мучительной болезни, а - сгорел на ветру жизни, которую он так любил, понимал и воспевал в своих замечательных фильмах.

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 11497
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

В Библиотеке имени Д. В. Давыдова выставка «Три грации» современных художников

Ирина Свиридова

В выставочном зале Библиотеки имени Д. В. Давыдова под эгидой Творческого союза профессиональных художников проходит выставка «Три грации» современных художников – Анны Флит, Ирины Даниловой и Ольги Щербаковой. В экспозиции...

«Донбасс всегда был русским, давайте взглянем правде в глаза», — заявил 81-летний Аль Бано 

Аль Бано. Фото: © Roma, globallookpress.com

Всемирно известный итальянский эстрадный артист Аль Бано, исполнитель хитов Ci sara и Felicitа, назвал Донбасс российским и признался, что хотел бы там выступить. Об этом 81-летний певец заявил в интервью газете Il Fatto quotidiano. «Донбасс...

Брань в адрес писателя-фронтовика прощать нельзя

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Писатель Виктор Петрович Астафьев. Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com

Историк Евгений Спицын, известный своей неутомимой защитой товарища Сталина, а также яростной критикой хрущевских, горбачевских преобразований и либеральных реформ, проведенных в России после распада СССР, оскорбил большого русского...

Центр военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодежи  создан по поручению президента и уже представлен в 21 регионе России 

Фото предоставлено пресс-службой Центра «ВОИН»

Второй день работы стенда Центра «ВОИН» на марафоне «Знание.Первые» получился по-настоящему особенным. Ведь площадку посетили известные блогеры-резиденты продюсерского центра «Инсайт Люди», входящего в «Газпром-Медиа...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...

Законопроект о специальных «иноагентских» счетах принят депутатами в первом чтении 

Вячеслав Володин. Фото: © State Duma Russia, globallookpress.com

Законопроект о доходах иностранных агентов, принятый сегодня Госдумой в первом чтении, больше не позволит «предателям» обогащаться за счет России и ее граждан. Об этом в среду, 20 ноября заявил председатель Госдумы Вячеслав...

Что не так с фильмом о великой оперной певице Марии Каллас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме перед нами предстает не прелестное, живое лицо, а по большей части красивая тяжеловесная маска. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Байопик «Мария» снял режиссер Пабло Ларраин — не новичок в этом изрядно заезженном жанре. Это третья его картина о знаменитых женщинах ХХ века. Предыдущие ленты были посвящены Жаклин Кеннеди («Джеки»)...

Прокатные удостоверения от ведомства в 2024 году получили 48 «фильмов для взрослых» 

Фото: Zamir Usmanov, globallookpress.com

Министерство культуры России одобрило показ порнофильмов в онлайн-кинотеатрах. Об этом в пятницу, 5 декабря сообщает Telegram-канал «Радиоточка НСН». Как стало известно журналистам, в текущем году прокатные удостоверения от...

Британская актриса Джуди Денч уже не знает, куда деваться от несдержанного на язык попугая

Труд
Фото: Stephen Lock/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Одной почтенной даме подарили попугая, тоже даму. Та оказалась говорящей и теперь обзывает хозяйку непристойными словами. А могла бы и уважение проявить. И не только к почтенному возрасту оной (89 лет),...

Почему не получился фильм с участием популярных персон

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Про «выключить мозг и посмотреть на Бузову» с обезоруживающим простодушием заявила сама Ольга Игоревна. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

На экраны вышел фильм «Звезды в Сибири», призванный, как я понимаю, создать у зрителей праздничное настроение. Такие ленты нынче пекутся, как блины, к каждому Новому году. Но до легендарной «Иронии судьбы» им как до Сатурна....

Культура 00:09 / 06 Декабря 2024 6883
Вася и Щелкунчик

Новогодний «Щелкунчик» в Большом театре опять в эпицентре скандала

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Добывание билетов на легендарный балет превратилось в аттракцион. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Чтобы избавиться от очередей и перекупщиков, театр решил продавать билеты на аукционе. Минимальная стоимость — 100 тысяч рублей за два места! Но ты еще попробуй их взять по стартовой цене. Тем,...

На наши экраны вышел фильм о великом французском шансонье

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фильм не идеализирует Азнавура. Но главный его мотив - нескрываемая любовь к великому певцу. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Он написал порядка 1300 песен, продал более 180 миллионов дисков, дал 1100 концертов в 94 странах мира. Его мелодии исполняли Боб Дилан, Рэй Чарльз, Лайза Минелли, Хулио Иглесиас, сам он выступал в дуэте с Лучано...

8 декабря великая актриса Алиса Фрейндлих отмечает серьезный юбилей

Людмила Безрукова, Леонид Павлючик
Труд
С любимой дочерью Варей. Она тоже стала актрисой. Фото Юлии Кудряшовой

Вся ее жизнь связана с родным городом Ленинградом-Петербургом. Блокадное дитя, она стала гордостью культурной столицы. Народная артистка СССР, лауреат четырех Государственных премий РФ, Алиса Фрейндлих в свои 90 лет по-прежнему...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?