Насчет миллионов — не дежурное преувеличение. При одном только названии «Гостья из будущего» все еще теплеет на душе у очень многих россиян, особенно у тех, кому сегодня 40-50. А каков размах фанатского движения в том же интернете! Взрослые дяди и тети, бывшие первые зрители, до сих пор разбирают фильм по косточкам, находя новые нюансы, откапывая неизвестные факты, связанные со съемками и с дальнейшей судьбой тех, кто в нем сыграл.
В советские времена было снято немало отличных лент для детей. Их целыми поколениями пересматривали по сто раз, цитировали героев, знали наизусть песни, звучащие с экрана. Однако «Гостья» удостоилась и высшей степени зрительского признания: после ее телепремьеры в народ пошли анекдоты, где действовали персонажи этой картины. Анекдоты были наивные, детские, смешившие только в определенном возрасте. И тем не менее...
Почему же на долю «Гостьи» выпали такая слава и признание? Ведь в той картине далеко не все сделано идеально. Например, меня даже в те, не баловавшие нас голливудскими трюками времена не слишком-то впечатлило светлое будущее образца 2084 года, снятое в условиях дефицита всего и вся, при довольно скудном бюджете фильма и скромных технических возможностях тогдашнего отечественного кинематографа. Однако все это, включая примитивные спецэффекты, не могло перевесить удач «Гостьи». Главная из которых — сама героиня. Алиса прилетела из грядущей страны чудес к нам в СССР — и сразу всех покорила. Особенно пацанов. Хотя нести портфель такой девочке может только мечтать любой мальчишка — хоть из века ХХ, хоть из ХХI. Открытая, наивная — и таинственная, нездешняя, неземная. Лучащиеся огромные глаза, улыбка, которая никаким нынешним маленьким звездам, рекламирующим игрушки или чипсы, не снилась. Алиса, ты все еще в моем сердце!
А еще там удивительный сюжет: фантастический — и при этом какой-то живой, «всамделишный» (спасибо писателю-фантасту Киру Булычеву, подарившему нам эту историю). Московский шестиклассник Коля с другом Фимой и гостьей из будущего спасает человечество — и это было абсолютно в духе того времени, где нас учили не заморачиваться на такой ерунде, как шмотки и девайсы, — думать о планете в целом...
А еще там много юмора, близкого не только мальчишкам и девчонкам, но и их родителям. А еще там превосходно сыграли даже обычные школьники — сам Станиславский точно поверил бы. По-моему, все снявшиеся в «Гостье» актеры — и начинающие, и мэтры — явно получали огромное удовольствие от работы над воплощением этих героев и сюжета (спасибо режиссеру Павлу Арсенову!). Кстати, недаром к мэтрам «прилипли» имена героев: Вячеслав Невинный для многих стал в первую очередь Весельчаком, Евгений Герасимов — роботом Вертером, а Михаил Кононов — и вовсе, извините, Крысом.
А еще этот фильм по-настоящему добрый. И ненавязчиво учит хорошему. Оказывается, и такое возможно.
Конечно, у взрослых фанатов «Гостьи» срабатывает и ностальгия — по исчезнувшей стране, по своему детству. А на самом деле, может, фильм этот безнадежно устарел? Но нет, и нынешние дети смотрят его с удовольствием. А потом еще и пересматривают. Как там поется в финале фильма? «В прекрасное далеко мы продолжаем путь...» Нет, из этой песни слова не выкинешь.
Напоследок так и тянет крикнуть, возопить: ну почему нет сегодня таких фильмов уже для наших детей?! Только не знаю, кому кричать. Алисе?