- Как правильно выбрать страховщика? И зачем вообще нужны страховые компании? Не проще ли заключать договоры напрямую с поликлиниками?
Страховщика клиенты выбирают, принимая в расчет стаж его работы на рынке медицинских услуг, технические и кадровые возможности. Финансовые показатели страховой компании должны свидетельствовать об устойчивости страховщика. А иметь дело со страховыми компаниями выгоднее тем, что медицинские учреждения дают им существенные скидки. Кроме того, мы выступаем и как консультанты, и как эксперты, фактически "ведем" своих клиентов, отвечаем за их здоровье. Так, чтобы обеспечить быструю и качественную медицинскую помощь в экстренных случаях, "Ингосстрах" создал собственную дочернюю компанию "ТИМ Ассистанс", приобрел соответствующее оборудование, в том числе девять машин "скорой помощи".
- Как строятся экономические отношения между всеми участниками цепочки "клиент - страховая компания - медицинское учреждение"?
- В настоящее время добровольное медицинское страхование развивается как корпоративное. Предприятия, фирмы, организации приобретают полисы страховой компании для своих сотрудников. Медицинское учреждение в рамках установленного перечня оказывает пациентам необходимые услуги, а затем выставляет счета страховщику, и тот оплачивает их.
- А вот для большинства граждан медицинский полис слишком дорог. Есть ли надежда на снижение его стоимости?
- Да, стоимость пакета медицинских услуг у страховых компаний для одного человека порой превышает 500 долларов за год. Мы, безусловно, заинтересованы в снижении цен и соответственно в увеличении числа клиентов. Но в нынешних условиях это вряд ли возможно. Почему? В Москве, к примеру, всего пять поликлиник экстра-класса. И приближающихся к ним - около пятнадцати. А застрахованных клиентов только у нас, в "Ингосстрахе", около 40 тысяч. Ясно, что поликлиники в условиях столь высокого спроса являются своего рода монополистами, а потому диктуют цены. Единственный выход - создавать конкурентную среду, расширять альтернативную сферу медицинского обслуживания. Такой альтернативой, по нашему мнению, должно стать развитие семейной медицины, укрепление и популяризация института врачей общей практики.
- Кто они такие? Чем отличаются от привычных нам терапевтов?
- Врач общей практики в основе своей, конечно, терапевт, но очень высокого класса. Это, так сказать, аналог земского врача на современном уровне. Он имеет постоянную сложившуюся клиентуру, годами наблюдает целые семьи. В результате лечение становится и дешевле и эффективнее. При этом кабинет врача общей практики может быть размещен, например, в арендованной квартире. Такая конкуренция собьет цены на услуги добровольного медицинского страхования. Немаловажно то, что при выборе формы медицинского обслуживания будет отдаваться предпочтение не престижной поликлинике, а профессионалу - врачу, опыту которого доверяет не только пациент, но и вся его семья, его друзья и коллеги. Экономический эффект от внедрения таких технологий позволит существенно повысить заработную плату врачам.
- Кто, по вашему, может быть врачом общей практики?
- Разумеется, лучшие из лучших. У пациентов появится возможность выбора: если меня не устраивает этот доктор, могу сделать своим семейным врачом другого. Таким образом произойдет естественная селекция, и те, у кого окажется мало клиентов, будут вынуждены уйти из "семейной" медицины.
-В чем тут интерес страховой компании?
Мы видим в этом несколько очень важных аспектов, один из которых - возможность свободного выбора пациентом своего врача в противовес сегодняшнему "жесткому" закреплению человека за территориально "его" поликлиникой и работающим в ней персоналом. Это приведет к кардинальному повышению качества медицинского обслуживания клиентов, одновременно к снижению его стоимости. Что, в свою очередь, создает предпосылку ухода с рынка неэффективных страховщиков да и неквалифицированных врачей.