Главная Культура 00:04 20 Января 2017 9246
«Своей славой я обязан Ихтиандру...»

Легендарному фильму «Человек-амфибия» исполнилось 55 лет. Российские и китайские кинематографисты готовят ремейк нашумевшей ленты

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

Наутро после премьеры фильма «Человек-амфибия» молодой и доселе неизвестный актер Владимир Коренев проснулся не просто знаменитым, а суперзнаменитым. Сыграв человека-дельфина Ихтиандра, для которого море стало родной стихией, актер уже отныне не мог спокойно ступать по земной тверди — его тут же окружала толпа восторженных зрителей. С ним считали за радость пообщаться первый космонавт Юрий Гагарин и даже сам руководитель государства Никита Хрущев. Подъезд его дома был исписан губной помадой, а мешки писем от поклонниц приходили к актеру на протяжении нескольких десятилетий. Уже выросло новое поколение зрителей, которое в эпоху компьютерной графики по-прежнему «тащится» от снятого 55 лет назад фильма «Человек-амфибия». И считает Коренева своим любимым актером.

Владимир Борисович, расскажите, как готовились к этой необычной и трудоемкой роли? Наверное, не только по системе Станиславского:

— Когда нас с Настей Вертинской после долгих проб утвердили на главные роли, мы еще не знали, что трудности только начинаются. Работа над картиной началась в Ленинграде. Днем были съемки в павильоне, а вечерами нас отвозили в бассейн института физкультуры имени Лесгафта, где в течение полугода под руководством тренеров мы занимались плаванием. Причем нас учили плавать под водой стилем «дельфин», очень сложным, но грациозным. Это входило в задачу, в эстетику фильма.

В то время ласты в нашей стране не производились. Изредка их привозили из-за границы, и это воспринималось как диковинка. Мне наши художники сделали ласты из специального материала — формопласта. Они были больше и тяжелее обычных, со стальными пружинами внутри. Чтобы в них плыть, приходилось делать изрядное усилие. Но зато и скорость в них я мог развивать крейсерскую. От ласт уставали ноги, икры подчас сводила судорога. Но в конечном счете плавать как надо для фильма нас научили. И только после этого группа поехала на натурные съемки в Крым.

— Признайтесь, соленой воды изрядно нахлебались?

— И воды нахлебался, и намерзся с лихвой. Снимали мы на глубине 10 метров — это создавало в кадре ощущение морской толщи. А на глубине вода в Черном море, скажу я вам, холодная даже летом. Мы же работали до самой осени. Я, помню, очень мерз. Тем более худой тогда был, ни капельки подкожного жира не нагулял. Вылезал из воды каждые полчаса, чтобы согреться. На меня надевали овчинный тулуп, отпаивали горячим кофе. И я опять с содроганием лез в холодную воду. И так каждый день по 5-6 часов.

— Вдобавок вам, наверное, приходилось подолгу задерживать под водой дыхание? Ведь вашего Ихтиандра писатель-фантаст Александр Беляев, по роману которого снимался фильм, наделил жабрами и способностью долго находиться под водой...

— Дыхание, конечно, задерживать приходилось, но тут у нас свои маленькие хитрости были. Во время съемок в определенных местах раскладывались акваланги. Скажем, я подплываю к скале, незаметно для камеры захватываю воздух из спрятанного в укромном местечке акваланга, потом появляюсь из-за скалы и плыву дальше. На всем пути моего подводного маршрута метров через 20-25 были припрятаны акваланги. Так и работали. Нас там под водой человек 40 находилось: оператор, ассистенты оператора, осветители, гримеры, декораторы — все с аквалангами. А сверху на лодке плавала моя жена и в специальную трубу смотрела, что там у нас происходит на глубине.

— Наверное, случались опасные ситуации?

— Два опасных случая помню и по сей день. Меня на довольно большой глубине привязали цепями к корабельному якорю. Дали акваланг, а воздух в баллонах уже иссяк. Тогда свой акваланг мне отдал страховщик, спортсмен и тренер Рэм Стукалов, а сам что есть сил рванул наверх. Он выплыл, остался жив, но получил серьезную баротравму. По сути, он меня тогда спас.

А во второй раз меня спас оператор Эдуард Розовский, несколько лет назад, к сожалению, ушедший из жизни. По сюжету снималась такая сцена: моего героя плохие парни посылают на морское дно искать жемчуг. На меня надели металлический пояс, к нему прикрепили 60-метровую цепь. Конец этой цепи держал в руках корабельный матрос. И вот я прыгаю с палубы в воду, а матрос, надо же такому случиться, в тот момент выронил цепь из рук. Под водой меня уже поджидал с камерой в руках Эдуард Розовский. И вот он видит, что цепь, в которой было как минимум 20 кг веса, тянет меня на дно. Страховщика рядом не оказалось. Тогда Розовский бросил камеру и успел схватить конец той злосчастной цепи. Камера утонула, меня вытащили, я в той горячке не успел даже толком испугаться. Колотило меня уже потом, когда стали известны подробности случившегося.

— На вашем здоровье все эти перегрузки и стрессы не отразились?

— Да нет, я был молодой, здоровый, мне тогда было чуть больше 20 лет. Наоборот, от занятий плаванием я закалился, окреп, у меня стал такой объем легких, что зашкаливал спирометр, когда я дул в трубку. Я только еще сильнее похудел от физических нагрузок, от усталости. Мне даже под костюм подкладывали специальные «толщинки» из поролона, чтобы я выглядел в кадре помощнее, пофактурнее.

— Скажите, а сегодня любите порезвиться в море?

— Само море люблю, люблю смотреть на волны, на линию горизонта в туманной дымке: Я — морская душа, родился в Севастополе, мой отец — морской офицер, так что любовь к водной стихии у меня в крови. Но в саму воду, сознаюсь честно, после «Человека-амфибии» меня не очень-то тянет. Видимо, я перекупался в свое время. В этом смысле я, наверное, похож на человека, который однажды переел какого-нибудь блюда, пусть даже и очень вкусного. Второй раз на это блюдо его уже не потянет...

— Неужто совсем не плаваете?

— Ну почему же, в теплом море, когда вода под 30 градусов, с удовольствием могу побултыхаться и час, и два. Меня не укачивает, я не устаю, могу плавать сколько угодно долго. А когда вода прохладная, предпочитаю все-таки сидеть на берегу. И вот сижу я расслабленно на теплом песочке, а окружающие начинают меня подкалывать: небось, наш Ихтиандр толком и плавать-то не умеет. Я на этот случай всегда вожу с собой ласты. Зайду в воду, нырну метров этак на 50 — ко мне больше с подначками и не пристают. Сразу видно: Ихтиандр нырнул...

А в это время

Романтическая история о любви обитателя морских глубин Ихтиандра и земной девушки Гуттиэре, придуманная фантастом Александром Беляевым и экранизированная в свое время на «Ленфильме», привлекла внимание китайских кинематографистов. Они решили сделать ремейк нашумевшей ленты с участием китайских актеров и при поддержке российских студий. Подписано соглашение о совместном производстве фильма. Уже началась работа над сценарием. Съемки китайского «Человека-амфибии» планируется начать летом 2018-го. Они пройдут в Китае, в Крыму, в павильонах студий «Главкино» и «Ленфильм».

Китайские кинематографисты уже обращались к советской классике. Так, в 2005-м на телеэкраны КНР вышла многосерийная лента «А зори здесь тихие».

 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6240
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 6006
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4488
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...