На днях после переговоров с профсоюзом на заводе "ЧТЗ-Уралтрак" решили снизить зарплату работникам и тем самым избежать сокращений. Изначально руководство "ЧТЗ-Уралтрак" направляло в городскую службу занятости уведомление о намерении сократить 1800 человек, или 12% сотрудников. В итоге руководство ЧТЗ отозвало его. Это едва ли не единственный на сегодняшний день пример результативной работы профсоюзного комитета в условиях кризиса.
В остальных случаях дело ничем не заканчивается. Например, крупнейшие автопроизводители заявили об антикризисных мерах: КамАЗ сокращает 5000 сотрудников, заводы Ford и Renault в России встают на месяц. Деятельность профсоюзных организаций пока сводится там к всевозможным переговорам. "Ежемесячно и еженедельно проводятся встречи, где обсуждается целесообразность принятия различных мер", - говорит Андрей Фефелов, председатель профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ.
Конкретных результатов он не называет, кроме того, что профсоюзы следят за тем, чтобы сокращения на их предприятиях проходили по закону и соблюдались условия выполнения коллективных договоров. Но ни с сокращениями, ни с вынужденными отпусками они ничего поделать не могут.
Еще один лидер по сокращениям - металлургическая отрасль. Только на ММК сокращают 3000 человек. Очень расплывчато комментирует деятельность отраслевого профсоюза первый заместитель председателя Горно-металлургического профсоюза России Алексей Безымянных. "Предпринимаются многочисленные попытки, чтобы сохранить трудовые коллективы", - говорит он. Какие конкретно, не называет, ссылаясь на то, что "рано подводить итоги".
Бесславное прошлое
Многие профсоюзы новой России были продолжением советских профсоюзов и просто распределяли путевки в санатории и организовывали праздники. "На мой взгляд, профсоюзы в России до кризиса не оказали сколь-либо существенного влияния на построение эффективных и взаимовыгодных отношений между работодателем и работниками", - говорит Елена Родкина, HR-директор компании Ralf Ringer.
В последние годы ситуация вроде бы начала меняться. В период экономического роста российские профсоюзы поднабрали силы, утверждает Стен Петерсен, главный специалист по деятельности трудящихся отделения Международной организации труда в Москве. С некоторыми проф-союзами стали считаться, например на заводе "Форд" во Всеволожске. "Обидно, если все это будет потеряно", - говорит Стен Петерсен.
Большинство работодателей до кризиса готовы были терпеть относительно лояльные независимые профсоюзы, которые не брали на себя политические функции и в ответственные моменты не чинили работодателям неустранимых препятствий. Когда в 2003 году на "Донском табаке" сокращали 20% персонала, руководство компании смогло объяснить профсоюзу, что это необходимая мера, рассказывает гендиректор компании Сергей Сапотницкий. "Профсоюз контролировал, чтобы все положенные законом компенсации были выплачены", - сказал он.
Конечно, крупные работодатели не могли обойтись вообще без профсоюзов. Легче общаться с представителями профсоюза, чем вести переговоры с каждым из нескольких тысяч сотрудников отдельно. "Другое дело, что во многих средних по величине компаниях профсоюзу было нечем заняться и он начинал сам себе придумывать цели и раскачивать лодку", - объясняет Павел Безручко, генеральный директор консалтинговой компании "Экопси консалтинг". Именно поэтому некоторые западные компании средней руки доплачивают своим работникам за неучастие в профсоюзе.
Изменившиеся реалии
В условиях кризиса работодатели начинают выдавливать профсоюзы, которые не могут им противостоять, даже в металлургии, где они традиционно сильны. Например, на металлопрокатном "Фестальпине" в Смоленской области объявили о сокращении 36 человек из 400. Больше половины из них, 22 человека, - члены профсоюза. Сокращенные активисты планируют устраивать пикеты и писать обращение в прокуратуру, рассказывает профсоюзный лидер Алексей Малышкин. Успех этой затеи под вопросом: профсоюз на предприятии существует всего два месяца и работники ему еще не доверяют.
В условиях кризиса проф-союзная активность может дорого стоить сотруднику. Любой работодатель рассматривает историю взаимоотношений сотрудников с компанией и вполне оправданно может отказаться принять к себе человека, устраивающего неконструктивные бунты. "Зачем в штате террорист?" - заключает он.
Больше всего возможностей у профсоюзов предприятий, на которых проходят массовые сокращения. "У них должно прибавиться работы по сокращаемому персоналу", - говорит менеджер отделений по массовому подбору персонала международного агентства Kelly Services Оксана Костина.
Лишь немногие профсоюзные организации уже пользуются шансом, предоставленным кризисом. Профсоюз летного состава России сейчас лично общается с собственниками компаний, утверждает его глава Мирослав Бойчук. Например, изначально "Российские авиалинии" были готовы принять менее 1000 человек из обанкротившиейся "Красэйр". Профсоюз добился в итоге принятия более 1500 человек. Из "Дальавиа" в "Российские авиалинии" не входил ни один сотрудник. "Теперь все идет к тому, что около 60% персонала перейдут туда", - говорит Мирослав Бойчук.
Но активная позиция пока скорее исключение, чем правило. А время уходит. Защищать сотрудников нужно во время процедуры сокращения, а еще лучше проводить превентивные меры. Потом уволенные скорее пойдут искать другую работу, чем обратятся за помощью в профсоюз.
В мире
Как борются за права трудящихся зарубежные профсоюзы
Отменили сокращения
В сентябре 2007 года сотрудники лондонского метро не вышли на работу. В итоге 10 из 12 линий не работали три дня. Ущерб для лондонской казны составил около 200 млн. фунтов. Руководству столичной подземки не оставалось ничего иного, как согласиться с требованиями профсоюзов: предоставить работникам гарантии, что планируемых ранее сокращений не будет.
Пересмотрели выплаты
В 2007 году в США забастовал Голливуд. Гильдия сценаристов требовала пересмотреть условия выплат от продажи фильмов и сериалов на DVD, а также трансляций в интернете. Бойкот 10 тысяч писателей обошелся американской теле- и киноиндустрии в сотни миллионов долларов. Три месяца в эфир не выходили ежедневные телешоу, была отменена торжественная церемония вручения "Золотого глобуса". В итоге сценаристы добились своего.
Выбили соцпакет
Последней удачной забастовкой стала акция в Колумбии. 25 ноября завершилась 56-дневная забастовка, в которой приняли участие 18 тысяч резчиков сахарного тростника. Компании согласились выполнить основные требования демонстрантов: увеличение заработной платы на 15%, 8-часовой рабочий день, оплата больничных, выполнение обязательств по финансированию аренды жилья, образования и соцобеспечения.
Интервью
Михаил Шмаков: "Забастовка - это подарок для работодателя"
Почему профсоюзы ведут себя во время кризиса так пассивно? На этот вопрос "Труду" ответил Михаил Шмаков. Глава Федерации независимых профсоюзов России рассказал, чем сейчас заняты профсоюзные организации.
- Вы можете привести пример, когда профсоюз в условиях кризиса защитил своих работников?
- На одной из шахт Ростовской области работодатель издал приказ о том, что он останавливает добычу угля и переводит 320 работников на простой по вине администрации с выплатой двух третей тарифа. Это являлось нарушением ТК, поскольку в таких случаях нужно выплачивать две трети среднего заработка, который может превышать тариф в несколько раз. Профсоюз сделал соответствующее представление работодателю. И когда не получил понимания, обратился в прокуратуру, которая потребовала выполнения закона.
- Еще есть примеры?
- В Москве есть организация ВИЛС (Всесоюзный институт легких сплавов). Там профком направил работодателю мотивированный отказ на проект сокращения численности, потому что персонал не был предупрежден за два месяца в письменном виде, как положено. Приказ отправлен на доработку.
Еще пример. В Ивановской области на заводе "Автокран" уже сократили 400 человек. А также вышел приказ директора о сокращении рабочей недели в декабре, в котором не оговорена зарплата уходящих в простой. Поэтому профсоюзом был направлен протест, и сейчас эти приказы опротестованы.
- А как вообще вы боретесь с сокращениями?
- Мы недавно обсуждали, какие действия должны предпринимать профсоюзы в условиях кризиса. На предприятии, на котором выпускается приказ об увольнениях, сокращениях или сокращенной рабочей неделе, первым делом профком требует проведения переговоров с представлением экономических показателей предприятия. И дальше принимается согласованное решение:если есть резервы у предприятия, то можно изменить масштаб сокращений.
- Вот, например, "Магнитка" не так давно объявила о сокращении 3 тысяч человек. Что там удалось сделать?
- После переговоров они выпустили специальное заявление о том, что максимум усилий направят на сохранение трудового коллектива, что переходят на сокращенные графики работы, частично останавливают производство и отправляют людей на простой, но две трети среднего заработка сохраняют. Это, конечно, все равно невыгодно людям, но это хотя бы не две трети тарифа.
- Как изменится тактика проф-союзов в связи с кризисом?
- У нас недавно была международная профсоюзная встреча, на которой были представители стран СНГ и Западной Европы. Мы получили полное совпадение наших взглядов на стачки и забастовки. И все согласились, что в условиях кризиса тактику надо менять. Ведь многие работодатели были бы рады, если бы рабочие забастовали, тогда им не надо даже платить.
- Но ведь основной инструмент профсоюза - это забастовка:
- Это смешно, мы же не луддиты. Профсоюзы не заинтересованы в том, чтобы разрушать собственные предприятия. Сейчас, когда предприятие на боку лежит, его очень легко добить.
- И какие методы вы будете применять?
- А это мы пока оставим как свою тактическую задумку.
Мнения
Как кризис повлияет на профсоюзы?
Елена Родкина, HR-директор Ralf Ringer:
- Для скорее мертвой, нежели живой профсоюзной системы России нынешний финансовый кризис - это шанс. Шанс увеличить свои ряды, повысить к себе доверие и укрепить свои позиции практически во всех отраслях. В случае волны сокращений, которые не всегда идут по закону, профсоюзы вполне могут получить роль защитников прав работников. Но я полагаю, что в действительности это не сделает профсоюзы лучше. Вряд ли усиление позиций не из-за внутренних изменений или повышения эффективности, а из-за внешнего благоприятного фактора изменит профсоюзы в лучшую сторону.
Иван Волков, сопредседатель профсоюза "Защита" города Норильска:
- Наш профсоюз точно не сможет усилить свои позиции за время кризиса. Дело в том, что ГМК "Норильский никель" оказывает серьезное давление на активистов: увольняет членов профкома. На производстве легко можно найти повод для увольнения. Еще наших сотрудников ставят в такие условия, когда не соблюдаются нормы охраны труда, они отказываются работать, их за это увольняют. Также работникам предлагали премии за выход из профсоюза. Согласитесь, в таких условиях добиваться авторитета невозможно.
Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований Высшей школы экономики:
- Кризисы никогда не дают профсоюзам шанс, а наоборот, подрывают их. Когда все хорошо, профсоюз от имени работников участвует в дележе пирога, а в условиях массовых увольнений профсоюзу сложно угрожать массовыми забастовками. Они могут лишь следить за тем, чтобы все сокращения были по закону. В целом, у нас в стране профсоюзы не умеют работать на низовом уровне, на предприятиях. Они занимаются в основном политической деятельностью, лоббированием различных решений.