Главная Спорт 10:48 19 Ноября 2013 2297
Глеб Плетнев: Познания всегда открываются в конце пути

Еще в начале нынешнего года многим россиянам было удобнее держать свои яхты у берегов Греции, Турции или Дании

Мария Настенко

А иностранным яхтсменам берега нашей страны и вовсе были недоступны. Сейчас ситуация меняется.

В России все больше развиваются новые виды туризма и отдыха на воде. Летом 2012–2013 годов в акватории Черного моря состоялись масштабные мероприятия, целью которых было выяснить — в какой мере законодательство России и менталитет наших граждан меняются в сторону освоения тех сфер туризма, которые во всем мире пользуются большой популярностью (в том числе и у россиян, приезжающих на отдых в дальние страны), но в нашей стране лишь совершают первые пробные шаги.

В июне-июле 2013 года группа парусных судов под флагами России, Украины, Мальты и Панамы прошла по маршруту Севастополь — Балаклава — Ялта — Феодосия — Новороссийск — Геленджик — Сочи. Еще год назад в силу особенностей старого российского законодательства подобная международная регата в наших внутренних водах была бы невозможна.

Перспективы развития морского туризма в России «Труд» обсудил с Глебом Плетневым — организатором Международного яхтенного фестиваля «Черное море».

Главные темы:

— Что побудило организовать такой фестиваль?

— К чему хотели привлечь внимание?

— Летом 2012 года нами был осуществлен водный поход в Республику Абхазия, — рассказал «Труду» Глеб Плетнев. — После этого перехода мы четко осознали, что отдых на воде — абсолютно пустая ниша. Тогда мы на четырех яхтах ходили по маршруту Сочи — Сухуми — Сочи, то есть порядка 100 морских миль. Сейчас на маршруте Севастополь — Сочи мы прошли 400 миль — в четыре раза больше. Я подумал, что надо расширять горизонты и собирать тех людей, которым это интересно. Год назад после первого перехода был проведен Сочинский форум, на котором мы представляли свой проект «Гагра Парк Марина» по строительству морского курорта с яхтенным портом в городе Гагра. Потом состоялся круглый стол по развитию международного яхтинга. Мы сделали рассылки разным людям, причем этот круглый стол был платным — по 20 тысяч рублей на одного человека за один день. На удивление, зал на этом форуме был практически полным, люди собрались абсолютно разные. С некоторыми мы тогда на круглом столе познакомились, и потом они шли по Черному морю вместе с нами. И банкиры, и предприниматели, и различные структуры, которые задействованы в морской тематике. То есть было понятно, что имеется информационный голод: полностью отсутствует система знаний; положенная на бумагу — тем более. Системы вопросов и ответов «что делать, если...» также не было. И стало понятно, что без практических мероприятий мы не сможем ответить на какие бы то ни было вопросы. Один из этих вопросов — прохождение таможенно-пограничных пунктов. Второй: где стоять на стоянке? Третий: на чем ходить?

Эти основные проблемы, которые возникли, стали постепенно решаться в плане поступления информации. Стало понятно, что законодательство у нас достаточно тяжелое, что у нас отсутствует должная инфраструктура, на море нет качественного парусного флота, который мог бы привлекать внимание туристов. Скажу больше: из-за отсутствия инфраструктуры многие российские граждане держат свои яхты в Турции, Греции, Черногории, Дании, Испании и других странах.

Фото Марии Настенко

Если сфокусироваться на этих трех проблемах, надо раскрыть их поглубже.

— Насколько развиты инфраструктуры побережья Черного моря Краснодарского края России?

— Что требуется для дальнейшего развития?

В России были другие приоритеты морского развития, в первую очередь внимание уделялось наземным аспектам. Если рассмотреть, к примеру, Сочинское побережье, то с 2000 года стоимость недвижимости и земли росла на 100% в год. То есть деловая активность на суше была космической: ты покупаешь участок, и через год ты можешь его продать ровно в два раза дороже. О какой береговой инфраструктуре можно говорить? Все это наблюдалось, пока не наступил кризис — до июля 2008 года.

Активность финансовых структур, в основном сконцентрированных в центре России (Москва и Санкт-Петербург), а также бизнеса в целом была обращена на доходные, ликвидные продукты — недвижимость, участки. Так как строительство на воде в прибрежных зонах требует еще более глобального подхода в плане документов, чем строительство на земле, то о каких маринах можно вести речь? Это логично, что после 2008 года мы переживали определенный спад — падение цен, отсутствие кредитных ресурсов, которые можно было бы вкладывать, — происходила переориентация бизнеса на другие секторы промышленности и рынка ценных бумаг и т.д. и т.п. Очень многое зависит как от административных ресурсов, так и от финансовых возможностей. А кому-либо еще, кроме россиян, вкладывать в это пока что сложно из-за наличия большой бюрократической машины. У нас есть лишь Ростовская область и Краснодарский край, то есть Черное и Азовское моря, которые не замерзают и дают возможность обратить на них внимание не только с точки зрения недвижимости.

И второй вопрос: сезонность нашего побережья — лишь 100–120 дней, и сезон нужно продлевать за счет отдыха на воде. Сейчас есть реальные предпосылки к тому, чтобы после окончания активности, связанной с Олимпиадой, плотно заняться развитием яхтенных портов. Многое уже сделано — в том отношении, что движение хотя бы началось. Восемь портопунктов создано Росморпортом для движения морского такси. Подача государства видна, ясна, и надо этим заниматься. Само оно не может инициировать весь этот процесс, потому что он требует очень внимательного отношения от бизнеса. Соответственно, в данном случае видим развитие государственно-частного партнерства относительно яхтенных портов. Оно подразумевает активную поддержку бизнеса со стороны государства: разрешение на водопользование, выделение минимальных земельных участков, которые необходимы в прибережной полосе, также это разрешительная схема, система одного окна и патронаж; может быть, даже государственная програма отдыха на воде. И те концепции, которые есть в Крыму и в Краснодарском крае. В Крыму 14 яхтенных портов, в Краснодарском крае — 12–15. Вполне реально было бы начать осуществлять дальнейшее развитие.

Пристань любого норвежского или шведского городка кишит парусными яхтами. В России же личная лодка до сих пор считается роскошью. Но процесс сдвинулся с мертвой точки. Фото Георгия Настенко

На турецком побережье ежегодно вводится до пяти марин, этому уделяется внимание, прежде всего в курсе глобальной поддержки индустрии туризма и отдыха. И чтобы перенять опыт, далеко ездить не надо: оно все здесь, и работа — вот она. Тем более что мы с ними в одном бассейне: те потоки, которые вложены туда, можно привлечь и к нам. Тут мы сразу касаемся второго вопроса — отсутствия флота. Мы не сможем за 5–10 лет построить нужное количество лодок, но будут те, которые придут к нам. Первый шаг уже сделан: это изменения в законодательстве — возможность плавания во внутренних водных путях Российской Федерации судов под иностранными флагами. Второй закон, который вступил в действие, — это ФЗ-110 о возможности плавания иностранных судов из порта в порт после прохождения пункта пропуска. То есть, зайдя в Новороссийск и открыв границу, они далее уведомительным порядком смогут заходить в Геленджик, в Туапсе, к причалам наших различных портов — и, соответственно, в Сочи, — и закрывать границу только на обратном пути. Раньше это было невозможно. Таким образом, опять же касаемся вопроса, кто придет первым. Придут, конечно же, иностранцы. Потому что мы сами своих лодок не имеем, и никто не бросится сразу после выхода этого закона их покупать.

Если рассмотреть стратегию налоговой политики России с 2015 года, то с этого года транспортный налог на катера и яхты свыше 300 лошадиных сил поднимается в пять раз. Таким образом, под эту политику не подпадают парусные суда, малые движители, то есть именно парусники могут занять имеющиеся и потенциально доступные места стоянки. Очень много сопутствующих факторов, но нет цельной, готовой генеральной линии. Это «пирог» из нескольких секторов.

Здесь нужно рассматривать вопрос популяризации этого отдыха у нас. Ближайшие средиземноморские бассейны все делают для того, чтобы россиянин отдыхал на яхте в Средиземном море. Да, безусловно, там есть возможность ходить от острова к острову, есть история мореплавания на греческих островах, она известна, она в приоритете. Порядка 10 тысяч россиян ежегодно обучаются мастерству управления яхтой в Турции, Хорватии, Италии и Греции. Получая сертификаты, они постепенно входят в систему яхтенного спорта этих стран. Почему так происходит? Потому что мы на своем побережье не можем дать им практические навыки. У нас нет специалистов? У нас есть специалисты, но у нас нет возможности посадить людей на яхту, нет возможности две недели их обучать на море, потому что у нас законодательно это невозможно, у нас нет чартера. И поэтому яхтенные школы, которые находятся в Москве (их более 30), —обучают теории, потом сажают студентов на самолет, летят на юг, и там обучение продолжается. Соответственно, там они пересматривают все возможности чартера и лодок, в дальнейшем смотрят, что нужно купить для плавания: таким образом возникает определенная философия яхтинга. Она начинается с обучения, и все коммуникативные векторы направляются на средиземноморский бассейн. Хотя в летний и зимний периоды мы вполне можем обучать у себя.

Яхта — это дополнительная степень свободы. Русский человек довольно свободолюбивый и независимый. Позволяя ему свободно двигаться, мы даем ему ощущение комфорта. Почему мы уезжаем за границу, почему десятки миллионов людей ездят по всему миру? Потому что там они чувствуют себя свободно и комфортно. И если на суше мы можем создать этот комфорт лишь в будущем, то на яхте можно создать его прямо сейчас. Когда человек передвигается на яхте, он не чувствует на себе урбанистическую нагрузку.

Как у нас построены курорты? Они нам достались с советских времен. Коммунисты для себя строили курорт по принципу: санаторий находится в городе, соответственно, люди, которые живут в этом городе, обслуживают этот санаторий. И постепенно у нас слилось понимание курорта и города, и все это прошло непонятную трансформацию. Таким образом, человек, приезжая на курорт, не чувствует зоны гостеприимства. Мы приезжаем в Лазаревское, Сочи и сталкиваемся с нагрузкой города. Все очень просто: здесь есть не только местные жители, но еще и огромное количество приезжих, и тяжело постоянно видеть всех этих отдыхающих, люди устают от толпы.

Яхтинг — достаточно ответственная работа. Все люди обучены. Нельзя купить яхту, не имея на это прав, владельца контролируют разные органы. Фискальная нагрузка на яхтинг абсолютно прозрачна. И сбор средств с индустрии яхтинга вполне понятен: не заплатив, ты не сможешь выйти в море. Это не частная гостиница, которая сливает в канализацию отходы и не платит налоги. Поэтому заинтересованность государства в яхтинге велика. Нужно дать зеленый свет развитию маломерного судоходства, потому что при желании оно абсолютно контролируемо. На заход яхт можно оформлять входные лицензии ценой 100 или 200 долларов, это нагрузка уже серьезная. Когда мы ходили в Абхазию, мы заплатили за каждую яхту на выходе из России 5 тысяч рублей, на входе в Абхазию — опять 5 тысяч рублей, в итоге — 10 тысяч рублей. К примеру, когда немецкая машина въезжает в Россию, она ничего не платит: паспорт показали, штамп поставили и уехали. А яхта с первой секунды начинает платить государству за все. При входе в Новороссийск каждая яхта заплатила 20 тысяч рублей, а также на выходе из Новороссийска 20 тысяч, то есть 40 тысяч. Вот тебе и налоги. В Турции ежегодный доход от яхтинга составляет более 5 млрд долларов, и там задача — до 2025 года увеличить его в 10 раз. Это вполне реально, потому что индустрия яхтинга — дорогая, высокодоходная и достаточно высоколиквидная. Почему все стоит дорого? Потому что все идет в одном флаконе: мы здесь живем, мы здесь отдыхаем, мы здесь занимаемся спортом. У нас точка роста и фокус прибыли находятся в одном и том же месте. Если человек приезжает в Сочи, он только за койку платит 500 рублей, а чтобы найти все остальное, он бегает по городу и рассовывает свои деньги в какие угодно карманы. А куда они в конечном итоге из этих карманов попадают — никто не знает. А яхта — локальный, четко определенный источник прибыли, на это государству нужно обратить внимание.

Послесловие к гибели российских альпинистов на пике Дхаулагири в Непале

Георгий Настенко
Труд
Фото Александр Душейко

Последние новости из Непала: пятерых погибших российских альпинистов в четверг, 17 октября, удалось эвакуировать со склона горы Дхаулагири с помощью местной вертолетной компании. Тела организатора экспедиции Александра...

Алене Власовой было 35 лет 

Фото: https://alpfederation.ru

Федерация альпинизма России во вторник, 8 октября сообщила новость о кончине чемпионки России по ледолазанию Алены Власовой. Спортсменке было 35 лет. «В рассвете сил ушла из жизни Алена Власова. Алена – действующая чемпионка России...

Спорт 18:30 / 19 Октября 2024 8374
Шах и мат

Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова

Максим Орлинков
Труд
Ксения Зеленцова. Фото из личного архива Ксении Зеленцовой

В Сочи стартовал лично-командный чемпионат России по блицу и рапиду. К сожалению, в этом номере мы успеем осветить лишь личные блицтурниры, которые принесли довольно неожиданные результаты. Так, чемпионкой России...

Спорт 00:01 / 25 Октября 2024 8045
Как усидеть в двух креслах

Министр спорта России Михаил Дегтярев может занять пост главы национального Олимпийского комитета

Георгий Настенко
Труд
Сам Дегтярев видит в совмещении должностей козыри для международного диалога. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

Неожиданная новость: Михаил Дегтярев, судя по всему, займет пост главы Олимпийского комитета России (ОКР). Таким образом ожидается совмещение двух постов в многострадальном российском спорте — главы Минспорта и Олимпийского...

Спорт 00:01 / 25 Октября 2024 7658
Встречайте: новый русский

Главная новость отечественного футбола на этой неделе: капитан «Зенита» Дуглас Сантос теперь россиянин

Георгий Настенко
Труд
Сантос, бесспорно, сегодня лучший левый защитник в РПЛ. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Гражданство РФ бразильцу предоставлено указом президента России. Что стоит за таким решением? Дуглас Сантос, бесспорно, сегодня лучший левый защитник в РПЛ. А главное, он перестает попадать в категорию «легионер»,...

Разговор со сверхмарафонцем Иваном Заборским, показавшим результат выше рекорда страны в суточном беге

 

Георгий Настенко
Труд
Фото личного архива Ивана Заборского

В минувшее воскресенье в рамках чемпионата Волгоградской области по суточному бегу 37-летний москвич Иван Заборский преодолел 284 км 913 м за 24 часа. Таким образом был превзойден рекорд России, установленный Денисом Жалыбиным в 2006 году (282...

В Эр-Рияде встретятся воспитанники российской школы бокса

Артем Скворцов
Труд
Фото: © Aleksander Polyakov, Marcel Thomas, globallookpress.com

12 октября в Эр-Рияде состоится один из самых интересных в текущем году поединков мирового бокса: Дмитрий Бивол — Артур Бетербиев. Встречаются два почти наших — воспитанники российского бокса. На той же...

А нужен ли нам спарринг-партнер, занимающий 197-ю строчку в рейтинге ФИФА?

Влад Меньшов
Труд
Главный тренер сборной России по футболу Валерий Карпин. Фото: Belkin Aleksey, globallookpress.com

Сборная России опять оказалась без соперника. Команда Валерия Карпина с 7 октября тренируется на сборах в Новогорске, готовясь к матчу со сборной Пакистана в Москве, поначалу объявленного на пятницу, 11 октября....

В отношении детей из малообеспеченных и многодетных семей не должно быть никаких «взносов», подчеркнул глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин выразил недовольство коммерциализацией детского спорта. Он отметил, что не смог бы в свое время стать мастером спорта СССР по самбо и дзюдо, если бы за все приходилось платить, как сейчас. «Люди, с которыми...

Спорт 00:10 / 18 Октября 2024 6127
На щите или под щитом?

Что происходит в российском баскетболе?

Артем Скворцов
Труд
Фото: © West Coast Surfer, globallookpress.com

Российский баскетбол переживает не лучшие времена. В официальных турнирах не играет сборная, в еврокубках — российские клубы, а высший дивизион мужского чемпионата — Единая Лига ВТБ —...

После завершения карьеры игрока Енин тренировал юношеские команды ярославского «Шинника»

Артем Енин. Фото из открытых источников

Российский футболист Артем Енин, бывший игрок ярославского «Шинника» и сборной России, скончался в возрасте 48 лет. Сообщение об этом появилось в среду, 9 октября на сайте «Шинника». Как стало известно...

Мирча Луческу настроил сборную Румынии на результативную игру

Влад Меньшов
Труд
Мирча Луческу. Фото: © Krzysztof Porebski,globallookpress.com

Вновь удивил выдающийся футбольный тренер Мирча Луческу. Сборная Румынии под его руководством в Лиге наций в четырех матчах одержала четыре победы. Теперь 15 ноября в домашнем матче с Косово ей достаточно сыграть...

Самая успешная синхронистка в истории рассказала, как справляется с грузом ответственности за свои многочисленные титулы

Елена Мильчановска
Фото Георгия Настенко, TRUD.RU

Этой осенью свой юбилей – 35-летие – отметила Светлана Ромашина, которая завершила спортивную карьеру в прошлом году и к тому времени успела стать самой титулованной спортсменкой в истории синхронного плавания. Количество и качество...

Спорт 20:01 / 05 Октября 2024 5784
Шах и мат

Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова

Максим Орлинков
Труд
Фото: © Hauke-Christian Dittrich, globallookpress.com

Триумфом индийских шахматистов завершилась Олимпиада в Будапеште. Они стали победителями в соревнованиях как мужских, так и женских команд. Естественно, индусам достался и Кубок Гаприндашвили, вручаемый по итогам совместного...

Уголовное дело в отношении Ильяса Якубова было прекращено

Фото: news.ru/globallookpress.com

Боец смешанных единоборство (ММА) Ильяс Якубов (внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов) отправился в зону специальной военной операции (СВО). Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах. «Якубова...

Летом этого года стало известно, что спортсмен принял ислам; по признанию Монсона, он думал об этом несколько лет 

Джефф Монсон. Фото: Pavel Kashaev, globallookpress.com

Боец смешанного стиля (MMA), американец по происхождению Джефф Монсон, который некоторое время назад переехал в Россию и отказался от гражданства США, женился в РФ по мусульманским обычаям. Об этом журналистам рассказала супруга спортсмена,...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?