Поразительный по откровенности документ о тревожной ситуации в российском здравоохранении был подготовлен в Минздраве. Не припомню, чтобы ранее ведомство с такой прямотой называло разрастающиеся, опасные язвы отечественной медицины. Документ был посвящен реализации национального проекта, инициированного, как известно, президентом Владимиром Путиным. Тут уж, понятно, необходимо говорить правду, прямо показывать негативные тенденции, иначе перелома их не добиться.
ГОСУДАРСТВО НЕ ГАРАНТИРУЕТ БЕСПЛАТНОЙ ПОМОЩИ?
То, что в стране не хватает врачей и медицинских сестер, известно. Но мало кто знает, каковы масштабы дефицита кадров. Оказывается, районные поликлиники, амбулатории, фельдшерские пункты, то есть важнейшее первичное звено, укомплектованы чуть больше, чем наполовину - лишь на 56 процентов. Критическое положение сложилось во многих сельских населенных пунктах. Врачей, обслуживающих сельское население в расчете на 10 тысяч человек в 3 раза меньше, чем в городе. А где-то медиков вообще нет. Будничный пример, один из многих, привела в недавней корреспонденции собкор "Труда" Любовь Рак: "В деревне Лысегорке Красноярского края нет даже фельдшера. "Скорую" из райцентра вызвать непросто: в распутицу или в снежные заносы не одолеть жуткие сельские дороги. Поэтому и умершую жительницу трое суток не могли забрать соответствующие службы... "
Техническое оснащение многих больниц и поликлиник хуже некуда. Большинство приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет. Износ медицинского оборудования - 64 процента! Безнадежно устарели, например, три четверти рентгеновских установок. Аппараты, неоднократно выработавшие свой ресурс, не только не гарантируют высокого качества обследований и эффективности лечения, но порой могут быть опасны для больных. А укомплектованность компьютерной техникой - менее трети от потребности. Неудивительно, что отсутствие грамотно поставленного диагноза, по словам опытных специалистов, является сегодня одной из печальных реалий.
Неожиданно звучит и еще одно заявление Минздрава. Ведомство по сути признало "декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи". Для выполнения этих гарантий не хватает финансовых ресурсов. Соответственно, растут "соплатежи" (минздравовский термин) граждан. Все это приводит, говорится в документе, "к снижению доступности и качества медицинской помощи для значительной части населения". Социологические опросы подтверждают этот вывод. Две трети россиян, по данным ROMIR Monitoring, хотя и могут в случае необходимости оплатить рентген или дешевые анализы, но дорогостоящие операции и лечение им не по карману. А для 21 процента граждан платное медицинское обслуживание вообще недоступно. Они не покупают из-за нехватки средств дорогие лекарства, откладывают до лучших времен, к примеру, зубное протезирование...
Впрочем, немалой части граждан, в том числе и со скромными доходами, приходится тратить солидные деньги на лечение, в том числе залезая в долги. Доля личных расходов в этой жизненно важной сфере стремительно растет. Советник Министерства здравоохранения и социального развития, доктор медицинских наук, профессор Виталий Флек приводит в недавно выпущенной монографии такие данные: в 2000-м россияне выложили из своего кармана на медицинские услуги и лекарства 115,4 миллиарда рублей; в 2002-м - 195,2 миллиарда; в 2003-м - 241,7 миллиарда. Сравним: на приобретение лекарств и изделий медицинского назначения расходы населения в 2003-м составили 147,9 миллиарда, а государство истратило 67,7 миллиарда, то есть вдвое меньше. А неформальные платежи, как утверждает В. Флек, вообще в 6-7 раз превышают официальные данные, касающиеся платной медицины. В справке Минздрава приводятся несколько иные цифры, но вывод тем не менее делается точный: "Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными и снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения".
Особенно острая ситуация сложилась с оказанием высокотехнологичных видов медицинской помощи. Речь идет о дорогостоящих операциях на сердце, пересадке органов, протезировании крупных суставов и других. Нуждаются в таком лечении многие россияне, однако удовлетворяется потребность в этих операциях, как вынужден сегодня признать Минздрав, лишь на 12-20 процентов. Например, ежегодно в нашей стране надо имплантировать 300 тысяч искусственных суставов - столько больных нуждаются в этом. А реально делают лишь около 20 тысяч операций, или менее 7 процентов. Словом, многие сотни тысяч россиян не получают остронеобходимой квалифицированной помощи.
ВЕРНУЛСЯ ТУБЕРКУЛЕЗ, РАСТЕТ СМЕРТНОСТЬ
В результате мы все в большей мере становимся больной нацией. Почти половина детей и подростков страдают хроническими заболеваниями. В нынешнем году здоровье россиян продолжало ухудшаться: возросла смертность от болезней системы кровообращения, органов пищеварения и некоторых других. В январе - августе по сравнению с аналогичным периодом 2004-го увеличилось число умерших жителей. Особенно тревожно, что более 400 тысяч россиян ежегодно покидают наш бренный мир в трудоспособном возрасте (20-49 лет). За год в России появляется (прежде всего из-за болезней) более 1 миллиона новых инвалидов. А всего их 11,4 миллиона человек (в 1997-м было 7,9 миллиона).
Здоровье нации зависит от образа жизни, культуры, генофонда, материального достатка, уверенности в завтрашнем дне и других факторов... Но особая роль принадлежит системе здравоохранения. При больной медицине не может быть здоровой нации. Вдумаемся: за последние 15 лет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в стране не сократилась, а повысилась на 30 процентов. 41,6 миллиона россиян, то есть почти каждый третий имеет повышенное артериальное давление. И даже, казалось бы, ушедший в прошлое диагноз "активный туберкулез" в России ставят сегодня в 10-20 раз чаще, чем в Дании, Германии или Швеции. По ожидаемой продолжительности жизни мужчин наша страна отстает от США, Франции, Японии на 15-20 лет (40 лет назад этот разрыв составлял всего 2-3 года). Не случайно 70 процентов граждан, как показал социологический опрос, проведенный Аналитическим центром Юрия Левады, отрицательно оценивают нынешнее состояние медицинского обслуживания.
Как же дошла страна до жизни такой? "Все объясняется просто, - говорит известный аналитик в этой сфере, доктор медицинских наук, профессор Наталия Кравченко. - Мы быстро разрушили прежнюю систему здравоохранения, которая при всех ее серьезных недостатках представляла единый, состоящий из множества взаимоувязанных звеньев работающий комплекс, а взамен так и не сумели создать более эффективного механизма. И вот сейчас пытаемся ремонтировать отдельные фрагменты разрушенного здания. Но если произошло землетрясение, то починка разрозненных конструкций мало что даст. Добиться успеха позволит только комплексный подход, включающий координацию и взаимодействие государственных и муниципальных структур здравоохранения, укрепление материально-технической базы медицинских организаций, разработку единой нормативной правовой основы и стандартов лечения, а также решение вопросов достаточности финансирования, контроля рациональности расходов, эффективности использования ресурсов и многое другое".
Начинать нужно, по словам моей собеседницы, с построения новой продуманной модели здравоохранения. Сколько, например, должно быть врачей общей практики на селе, в каких конкретно населенных пунктах, включая города, целесообразно иметь больницу, поликлинику и какого типа? А где нужны мобильные центры, способные направить к больному в труднодоступные поселки, стойбища вертолет или вездеход? Проведя глубокий предметный анализ, требуется связать все звенья воедино, создать систему. А мы все латаем лоскутное одеяло, на котором то тут, то там появляются новые дыры.
КОГДА ФИНАНСЫ ПОЮТ РОМАНСЫ
Один из главных и самых трудных вопросов - финансирование. Ситуация здесь безрадостная. Денег хронически не хватает ни на программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатных медицинских услуг, ни на высокотехнологические виды помощи, ни на многое другое. Подчеркнем: программа госгарантий рассчитывается, исходя из самых минимальных потребностей. Известно, например, что в 2004-м на каждую тысячу жителей в стране было 336 вызовов "скорой помощи" в год. Также на тысячу граждан приходилось 3100 койко-дней пребывания в стационаре, 8685 посещений поликлиник и амбулаторий, 444 дня лечения в дневном стационаре. Исходя из минимальных нормативов, утвержденных правительством на 2006-й, визит в поликлинику обойдется муниципальному или городскому бюджету в 100,5 рубля, один день пребывания в больнице - 588,4 рубля в сутки (для сравнения: в странах Европы - 250-300 долларов). В прошлом году только на программу госгарантий требовалось 483,3 миллиарда рублей. А реально из всех источников поступило 435,2 миллиарда. Таким образом, дефицит составил 48 миллиардов.
Это очень большая сумма для нищей медицины. Дефицит проявляется в том, что в клинику больные приходят со своими лекарствами и перевязочными материалами, а "скорая" не может приехать по вызову из-за поломки старой машины. Словом, немалая часть расходов перекладывается на пациентов. И света в конце туннеля пока не видно. В 2002-м нехватка финансовых ресурсов, имея в виду выполнение обязательных для государства медицинских гарантий, составляла 35 миллиардов рублей, в 2003-м - 60 миллиардов, в 2004-м - 48 миллиардов. То есть финансовый голод в здравоохранении стал обычным явлением. А в 2005-м ситуация еще более обострилась из-за того, что ставку единого социального налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС), снизили с 3,6 до 2,8 процента. Естественно, почти на треть (в сопоставимом ценовом масштабе) уменьшились налоговые поступления в этом году от работодателей. К тому же многие субъекты Федерации не в полной мере перечисляют платежи за неработающее население. В результате финансовая брешь в фондах ОМС составляет сегодня десятки миллиардов рублей. Дефицит, понятно, опять покрывается за счет личных средств граждан.
А что нас ждет в следующем году? Высокопоставленные чиновники горячо говорят о беспрецедентном росте расходов на здравоохранение. Ассигнования федерального бюджета увеличиваются сразу в 1,9 раза - с 72,24 миллиарда (2005-й) до 140,2 миллиарда (проект на 2006-й). Все так, но надо понимать, что речь идет только о федеральных расходах, которые составляют в нынешнем году не столь уж значительную часть (около 10 процентов) в общем финансировании системы здравоохранения страны, включая средства региональных бюджетов и фондов ОМС. То есть на федеральном уровне денег выделят больше, но в общем финансовом котле эта прибавка не будет очень заметной. Ведь на программу государственных гарантий в 2006-м потребуется, исходя из минимальных нормативов, 576 миллиардов рублей. Однако реальные финансовые средства, по прогнозным оценкам, могут составить только 530 миллиардов. Опять, как и в предыдущие годы, образуется дыра в 46 миллиардов. Чтобы изменить эту негативную тенденцию, надо, по экспертным оценкам, удвоить расходы консолидированного бюджета на систему здравоохранения, доведя их к 2007-му до 1 триллиона 60 миллиардов рублей. И уже сегодня, на стадии обсуждения проекта бюджета-2006, Минфину следовало бы выделить необходимые средства на медицину в полном объеме, в том числе и трансферты, субсидии регионам, чтобы наконец покончить с дефицитом финансирования. Иначе безденежье приведет к дискредитации национального проекта, инициированного главой государства.
Кстати, в нынешнем году финансирование нашей медицины составит, по оценкам, 2,8 процента в валовом внутреннем продукте (ВВП). В Европейском союзе этот показатель давно уже составляет 8-9 процентов, а в США - 12.