
На пост премьер-министра Сербии уже в третий раз президент Александр Вучич выдвинул кандидатуру Аны Брнабич, которая, в соответствии с действующим законодательством, должна сформировать правительство не позднее 30 октября сего года.
Ряд экспертов уверен, что и президент Вучич, и премьер-министр Брнабич сейчас находятся под очень сильным давлением как со стороны представителей Брюсселя, так и со стороны внутренней либеральной «прозападной» оппозиции («Единство ради победы Сербии» и «Мы должны» получили порядка 18% на выборах).
Прозападные НКО давно получают щедрое финансирование для обработки общественного мнения в направлении важности и безальтернативности европейского выбора для Сербии. Но либеральная оппозиция пока не в состоянии массово расширить базу своей электоральной поддержки, так как на это имеются совершенно определенные причины. Сербский народ все еще хорошо помнит бомбардировки в 1999 году, когда целая страна была поставлена на грань выживания ради реализации идеи американской исключительности в обход ООН и просто здравого смысла.
После очередных выборов А. Вучич попытался высказаться за проведение независимой внешней политики, хорошие региональные отношения и против разрушения связей с традиционными партнерами в угоду вашингтонско-брюссельских начальников. При этом нет уверенности, что новое сербское правительство сможет в полном объеме продолжить следовать уже сложившейся модели внешней политики, которая базируется на определенных сложившихся приоритетах. Несомненно, усилится многовекторность, которая потребует движения в фарватере указаний Европейского союза.
Однако вопрос геополитической ориентации Сербии в последнее время очень серьезно актуализировался. Президент Вучич всегда высказывался за сохранение тесных связей с Россией несмотря на давление со стороны Брюсселя. Полагаем, что настало время, когда политическое руководство Сербии уже не сможет далее противостоять европейскому давлению. Все имеет запас прочности.
Согласно требованиям Еврокомиссии, каждая страна – кандидат на вступление в Европейский союз должна пройти процесс гармонизации своей внешней и внутренней политики со стандартами и правилами Брюсселя. Белград сейчас поставлен перед выбором, особенно в условиях проведения Россией специальной военной операции на Украине. Президент Вучич уже не занимает жесткой позиции в отношении введения экономических санкций против нашей страны, так как дальнейший процесс вступления Сербии в Европейский союз в Брюсселе увязывают именно с этим.
С февраля 2022 года определенное число россиян уехало в Сербию, поскольку эта страна не требует визы на въезд, местное население лояльно относится к гражданам России. Далеко не все местные жители одобрительно относятся к мужчинам, которые оставили свои семьи, жен и детей, но это как раз тот случай, когда подобного рода действия должны остаться на совести их совершивших.
На днях из Белграда ко мне приехал профессор, с которым я познакомился на научной онлайн-конференции. Между нами мгновенно был установлен личный контакт, когда нам удалось вживую поговорить о происходящих событиях в мире. Сложилось впечатление, что мы знаем друг друга целую вечность. Больше всего, конечно, меня поразил его рассказ о сыне, который, отвечая на вопрос, кем он хочет быть, сказал, что он хочет быть русским.
В условиях тотального давления на Сербию и нашу страну в попытках ее «отмены» даже маленький сербский мальчик готов искренне чувствовать себя частью Великой России, выполняющей важную миссию по сохранению справедливого мира и отношений между нашими странами, которые были веками объединены историческими, культурными, религиозными традициями, общей гордостью за героических предков и памятью о них.
Грустно осознавать только тот факт, что иногда твердость ребенка превышает стойкость политиков. Таковы, к сожалению, реалии современной жизни.