МВД бодро рапортует о количестве штрафов, выписанных российским водителям в 2020 году. Несмотря на карантин, поставивший на прикол миллионы водителей, установлен новый абсолютный рекорд: свыше 160 млн постановлений! Из них подавляющее большинство (145,5 млн) — «заслуга» видеокамер. Которые уже давно превратились в инструмент извлечения прибыли и скорее мешают дорожному движению, чем способствуют его безопасности.
Финансовая сторона вопроса пока скромно умалчивается, но уже понятно, что общая сумма штрафов превысит 110 млрд рублей. В 2019-м показатели были поскромнее: 142 млн штрафов и «всего» 106,5 млрд рублей.
С таким количеством нулей перед глазами как-то неловко вспоминать про цели и задачи, которые изначально оглашались по поводу установки автоматизированных комплексов видеонаблюдения. Тогда россиян всячески убеждали, что камеры будут способствовать профилактике нарушений ПДД, снижению аварийности и смертности на дорогах. На деле же получилось высокодоходное частно-государственное партнерство. Коммерсанты имеют в нем прибыль едва ли не большую, чем регионы, в которых они работают. По некоторым категориям штрафов прибыль делится в пропорции четыре к одному в пользу частных организаций, установивших и обслуживающих камеры. Надо ли говорить, что за такую радость коммерсанты делятся с кем надо.
А еще бизнесу выгодно, чтобы водители как можно чаще нарушали ПДД и попадали в поле зрения камер. Казалось бы, 2020-й должен был стать провальным для «разбойников с большой дороги»: в ряде российских регионов, включая столичные, из-за карантина интенсивность дорожного движения падала на 30-50%. Но нет!
Пока люди маялись, пытаясь справиться с заразой и выжить при падающих доходах, «разбойники» не сидели сложа руки. Идет планомерное увеличение количества камер на дорогах. В минувшем коронавирусном году в России стали активно применяться средства видеофиксации, способные заметить нарушение сразу нескольких статей ПДД, что позволило увеличить количество выписываемых квитанций.
Есть маленькие хитрости, дающие большую прибыль. Например, установка знаков ограничения скорости и запрещающих обгон вне всякой логики. Первые парализовали движение на шоссе, где максимально разрешенная скорость теперь редко в каких местах превышает 70 км/ч, а на большинстве отрезков ограничение еще суровее: не более 50. Причем на одном километре пути знаки могут поменяться несколько раз, так что водители на этих участках вынуждены не отрывать глаз от спидометра и лишь изредка поглядывать на дорогу. А запрет на обгон устанавливается на хорошо просматриваемых участках дорог. Вот и выбирай: плестись за фурой или нарваться на штраф?
По словам координатора движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, в прошлом году была окончательно утрачена связь между количеством штрафов и безопасностью дорожного движения. По данным Росавтодора, аварийность, травматизм и смертность на дорогах в 2020 году заметно снизились (спасибо коронавирусу), при этом штрафов собрали рекордное количество.
За что же водителей штрафовали чаще всего? Прежде всего — за превышение скорости (124 млн штрафных квитанций). За несоблюдение знаков и разметки — 13,6 млн, за проезд на запрещающий сигнал светофора — 5,2 млн. В топ-10 также попали: нарушение правил расположения машины на проезжей части, управление неисправным авто, непристегнутые ремни безопасности, езда без ОСАГО...
Понятно, что будущее в этом штрафном Клондайке — за хозяевами автоматизированных видеосистем. Хотя и отдельные «старатели» с жезлами никуда от нас не денутся. Так что будьте бдительны, друзья-водители. Хотя и это не всем поможет.