На рынке у моего дома вдруг исчезла баранина. Торговцы объяснили: не берут ее у оптовиков из-за сумасшедшего, до тысячи рублей за кило, вздорожания. После разделки туши 1 кг мяса без костей надо продавать по 1300-1500 рублей. Говядине такое и не снилось, хотя она всегда была самым дорогим мясом.
Мясники за прилавками обещают не покупать баранину у оптовиков, пока те не сбросят цены. А они не сбросят. Потому что Россия в ушедшем году увеличила экспорт баранины в 10 раз по сравнению с 2022-м. Об этом сообщил Федеральный центр «Агроэкспорт» при Минсельхозе: «На зарубежные рынки поставлено более 10 тысяч тонн баранины, тогда как в 2022 году объем не превышал тысячи тонн». Основные импортеры российской баранины — Иран, ОАЭ и Казахстан.
Аналогичная ситуация, напомним, ранее случилась с яйцами, и Владимиру Путину пришлось оправдываться за повышение цен на 40%: «Это сбой в работе правительства, вовремя не открыли импорт». С бараниной ситуация прямо противоположная: вовремя не закрыли экспорт.
В России в 2022 году произвели 11,7 млн тонн мяса всех видов, и баранина заняла 2% — порядка 234,4 тысячи тонн. Основным производителем ее в мире является Китай с объемами в 5,2 млн тонн в год. Но в прошлом году мы попытались «составить конкуренцию» Поднебесной — отправили за первый квартал на экспорт 682 тонны баранины, втрое больше обычного. Но ее Россия продавала по 330 рублей за кило — значительно дешевле, чем внутри страны. Спрашивается: кому и для чего нужна такая коммерция?
Тем временем, по словам министра экономического развития Ставропольского края Дениса Полюбина, «если брать только сельхозпредприятия, то их объемов хватит, чтобы обеспечить населению края по килограмму баранины на человека в год, в то время как по медицинским нормам потребления требуется 5 килограммов». И даже здесь средние цены на баранину уже доходят до 500 рублей за кило, хотя еще не так давно такие цены считались «московскими». А ведь овцеводство на Ставрополье всегда было важнейшим направлением в развитии животноводства.
«У нас идет сокращение поголовья», — говорит главный зоотехник ставропольского племенного завода «Восток» Сергей Гайдашов. По его словам, сокращение это связано прежде всего с нехваткой работников — от чабанов до зоотехников и ветеринарных специалистов.
«Овцеводство — это на 99% ручной труд. Зарплата на такой должности доходит до 60 тысяч, но это очень мало. Результат: несколько лет назад поголовье овец в Ставропольском крае насчитывало 2 млн, сейчас — примерно 1,3 млн», — поясняет завотделом овцеводства и козоводства Всероссийского НИИ Арслан Омаров.
Наращивать производство у Минсельхоза никак не получается — зато растет мясной экспорт. За прошлый год, по данным информационной системы Россельхознадзора ФГИС «Аргус», кроме ускоренного вывоза из страны свинины на 22% отмечен рост экспорта конины и почти втрое выросла отгрузка из России мяса мелкого рогатого скота. Основным импортером является Иран. Скоро и оленину продадим полностью — ее и нынче на отечественных прилавках уже почти не встретишь...