
Похоже, другого выхода не остается. Многие известные зоопарки полуострова не в состоянии пройти лицензирование Россельхознадзора по новым правилам. Уже через месяц больше половины животных придется куда-то пристроить, а если не получится, то просто усыпить.
Вряд ли найдешь отечественную семью, отдыхавшую на солнечном полуострове и не посетившую какой-нибудь здешний зоопарк или аквариум. Ялта и Бахчисарай, Севастополь и знаменитый Парк львов в Белогорске — список велик, а уникальные коллекции зверей, пресмыкающихся и рыб давно стали туристическим хитом Крыма. Сухая статистика свидетельствует — это самые посещаемые места даже в высокий сезон, когда все курортники стремятся на море. Впрочем, в межсезонье зоопарки тоже заполнены взрослыми и детьми.
Возвратившись в Россию, крымские «братья наши меньшие» пережили немало трудностей. Вместе с людьми выдержали энергетический укроблэкаут. Переходили на жесткие нормы потребления воды после того, как соседи-бандерлоги перекрыли канал. Потом был коронавирусный локдаун и потоп минувшего лета. Все выдержали очень достойно. Однако новая угроза может поставить крест на звериной доле.
По требованию законодательства РФ, с января 2022-го каждый зоопарк, аквариум, дельфинарий, крокодиляриум сможет продолжить работу, только получив лицензию Россельхознадзора. Речь о новой редакции закона об ответственном обращении с животными, которая на самом деле губит обширную популяцию этих самых животных. Формально они дикие, но по жизни давно ставшие прирученными.
Итак, без ведомственного мандата теперь нельзя устраивать культурно-зрелищные мероприятия с участием зверей. Более того, запрещено просто показывать их посетителям. Исчезает сам смысл содержания зоопарков, которые гарантированно разорятся.
В новом году вводятся в действие особые правила содержания в неволе. Специальными нормативно-правовыми актами определены площади помещений для всех видов животных. Указаны материалы, из которых должны строиться эти помещения, а также размеры проходов между вольерами, террариумами и аквариумами. Обязательно требуются карантинные боксы, видеонаблюдение и т. д.
На первый взгляд, правила очень гуманные. Только вот дьявол кроется в деталях. Выстроенные при Украине основные зоотерритории по факту не могут соответствовать новым требованиям Россельхознадзора. Значит, не получат лицензию и будут закрыты.
По подсчетам специалистов, срочно продать удастся в лучшем случае треть от общего количества животных. Остальных ждет нечто вроде эвтаназии.
Начавший работу в 2013 году Бахчисарайский парк миниатюр — объект по-настоящему уникальный. Еще при Союзе здесь был большой городской сквер. За безвременье украинской незалежности сквер неподалеку от Ханского дворца превратился в загаженный бурелом, пристанище алкоголиков и наркоманов. Команда молодых деятельных крымчан во главе с Виктором Жиленко взялась преобразить родное пространство. Сначала появилась экспозиция копий знаковых достопримечательностей полуострова в масштабе 1:25 — дворцы, храмы и мечети, крепости и обелиски, музеи и обсерватории. Рядом построили детский Парк сказок. Ну и в глубине территории уже восемь лет функционирует замечательный зоопарк.
Есть множество откликов туристов из Москвы и Питера, которые отмечают особую ауру этого места. Материковые гости специально водят сюда своих детей и говорят, что зоопарк Бахчисарая «добрее» подобных заведений в российских мегаполисах. Однако процитируем отчаянный спич директора парка:
— Кто-то в правительстве решил, что у животных должен быть натуральный грунт, то есть земля. Звучит красиво, на деле беда. Животные, когда находятся на земле, все пачкаются. Невозможно нормально убрать фекалии! Через полгода запах будет стоять, как от свинофермы. Представляю реакцию окрестных жителей...
Сейчас многие вольерные площадки забетонированы. Мыть удобнее. Для юга нормально, тем более отдыхают животные на теплых лежанках. Территория зоопарка и его обитатели содержатся в почти идеальном состоянии. Не хочется думать, что будет к следующей весне.
Практически одновременно с Бахчисараем команда Виктора Жиленко выстроила Алуштинский аквариум. Объект возник на месте развалившейся камеры хранения междугородней троллейбусной станции. Из десятка маленьких аквариумов он вырос в одну из самых больших коллекций Российской Федерации. Пожалуй, основная проблема — 45 алуштинских крокодилов живут в одном террариуме.
— Я их растил, это мои домашние животные, — говорит Виктор Леонидович. — Я отдал им пять лет жизни, чтобы они стали фишкой всего Крыма. Мы их из малышей выкармливали буквально с рук, чтобы крокодильчики росли адекватные. А теперь нам требуют сделать двухметровый забор, потому что это опасные животные.
— Представьте, каждому крокодилу по новому законодательству нужно восемь квадратных метров суши. Откуда? Главное, зачем? В природе выживают две-три особи на сотню. У нас как родилось 45, так все 45 два года живут и радуются жизни. Значит, условия содержания очень неплохие, — отчаянно доказывает Жиленко. — Невооруженным глазом видно, что всем хватает места, все упитанные, чувствуют себя хорошо, как в лучших зоопарках Европы и мира. Мы этим всегда хвастались. Люди из разных концов России едут именно к нашим питомцам, чтобы увидеть и покормить.
Опция «кормление крокодилов» для посетителей Алуштинского аквариума уже недоступна. Хотя настоящая беда надвигается на Ялтинский крокодиляриум. Здешние пресмыкающиеся весьма своеобразно отреагировали на потоп минувшего лета, когда заведение полностью залило дождевой водой. Малышей вывезли, большие особи остались на месте. Пережив экстремальную ситуацию, они отложили более сотни яиц. Через полтора-два месяца ожидается немалое потомство. По новому закону для него требуется отдельная жилплощадь, которой в принципе нет. Звучит дико, но новорожденных придется забить.
Сейчас инициативная группа крымчан готовит собственные поправки в законопроект об уже существующих зоопарках. На полуострове надеются добиться пересмотра федерального законодательства, собираются ходатайствовать на имя президента России. Целый ряд объектов точно не пройдет лицензирование Россельхознадзора, многие начали процесс ликвидации — с самыми печальными последствиями для обитателей «неформатных» вольеров.
Например, под угрозой закрытия легендарный зооуголок Детского парка Симферополя. Тут не соответствует новым правилам содержание медведей, волков, леопарда и хищных птиц.
— Наш медвежатник создавался по советским стандартам, а нормы Россельхознадзора гласят, что медведи должны занимать площадь не менее 100 кв. метров, включая зимник, — поясняет новый директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Парки столицы» Роман Филипенко. — Шансы у нас есть, парковых площадей хватает. Но в финансовом плане мы не потянем, «съедим» сами себя.
Владелец знаменитого крымского Парка львов «Тайган» Олег Зубков согласен с основными положениями закона. Хотя яростно критикует множество «несуразиц» в этих нормативно-правовых документах:
— Для двух мартышек предусматривать зимние помещения в 20 метров и высотой в несколько метров — полный бред! У нас люди не живут в таких условиях, как предписывается для обезьян, особенно которые обитают большими стаями, в дуплах на деревьях. Совершенно не учтены климатические условия Крыма, где животные находятся в тепле, совершенно нет районирования.
Расположенный в степной местности Белогорья, Парк львов «Тайган» не имеет особых трудностей с лицензированием. Территория очень большая, вольеры и экспозиции построены с размахом, животным комфортно. Хотя даже тут возникли проблемы. Получения лицензии затянулось из-за сетевых жуликов.
— Связались с одной новосибирской консалтинговой фирмой, обещавшей сделать весь пакет документов. В итоге заплатили деньги интернет-мошенникам — и вместе с деньгами потеряли как минимум год, — разводит руками Зубков.