Согласно графику первая очередь системы вступит в эксплуатацию 1 ноября 2008 года. Функции заказчика проектирования и строительства ВСТО выполняет "Транснефть". Контроль за продвижением проекта осуществляет премьер-министр Михаил Фрадков.
Между тем споры вокруг будущего нефтепровода не утихают. Стороны сходятся лишь в одном: восточный экспортный коридор России необходим. Он позволяет выйти на новые быстрорастущие рынки Китая и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, повысить энергобезопасность отдаленных территорий нашей страны, решить ряд социально-экономических проблем. Но какими именно должны быть сроки и маршрут, хватит ли нефти для наполнения трубы, захотят ли компании прокачивать сырье по тем тарифам, которые установит федеральная служба по тарифам? На эти вопросы специалисты отвечают по-разному.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев, например, возражает против строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозная. Он считает, что его целесообразнее расположить в тихоокеанском порту Находка. Это, по мнению министра, не только удешевит проект, но и сделает его "на порядок эффективнее и безопаснее". Руководители "Транснефти" придерживаются иной точки зрения и менять в технико-экономическом обосновании (ТЭО) проекта конечный пункт трубопровода не собираются.
Немало разногласий вызывает и вопрос наполнения трубы. Оптимисты выражают уверенность, что с этим проблем не будет. Однако академик РАН Алексей Конторович расценивает ситуацию иначе. Он убежден, что параллельно с осуществлением проекта ВСТО необходимо опережающими темпами вести геолого-разведочные работы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Сейчас на эти регионы приходится менее одного процента добычи "черного золота" в России - где-то 4,5 миллиона тонн нефти в год. А пропускная способность восточной магистрали - 30 миллионов тонн сырья в год на первом этапе и 80 миллионов тонн после выхода на проектную мощность (с учетом ответвления на Китай). Откуда взять столько сырья?
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), Россия уже вышла на оптимальный уровень нефтедобычи, так что существенного роста в этом секторе ждать вряд ли стоит. К 2020 году прирост добычи увеличится на 42 миллиона тонн, а профицит экспортных мощностей к этому же времени, по расчетам экспертов, достигнет 49 миллионов тонн в год.
И если первоначально новый трубопровод будет заполняться западносибирской нефтью, то очень скоро ему потребуются дополнительные объемы, которые можно получить только с восточносибирских месторождений. Однако при нынешних темпах освоения углеводородных провинций позитивное решение вопроса вызывает большие сомнения.
Президент Союза нефтегазостроителей России Юрий Баталин полагает, что разведка и разработка месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока ведутся неудовлетворительно. Между тем, по его мнению, ситуация небезнадежна. В стране накоплен уникальный опыт осуществления крупномасштабных проектов в сжатые сроки. За четверть века в СССР сумели создать мощнейший Поволжский нефтегазовый комплекс, за 22 года - Тюменский, за 18 лет - Западно-Сибирский. И сегодня есть время и возможности поднять экономику Восточной Сибири и Дальнего Востока. Нужна лишь более четкая государственная политика в этом направлении. Тогда к 2020 году в восточных регионах мы действительно сможем добывать 18 - 20 процентов всей российской нефти.
Вместе с тем мало добыть сырье, нужно его доставить потребителю. Президент Института энергетической политики Владимир Милов предостерегает, что Восточно-Сибирский трубопровод может оказаться малопривлекательным для нефтяных компаний из-за высоких тарифов на прокачку нефти. Предполагается, что транспортная ставка от Томска до побережья Тихого океана достигнет 6,4 доллара за баррель. Между тем, по подсчетам института, она составит не менее 10 долларов за баррель, а это очень дорого. И вполне вероятно, что железнодорожный транспорт для нефтяников окажется предпочтительнее трубопроводного.