НТВ продолжает курс на обновление, заявленный прошлой осенью после смены руководства. Некоторые передачи ушли из эфира, появились другие. Метаморфозы не коснулись опорного стержня — отечественных многосерийных боевиков. Зато в сетку вернулись проверенные временем хиты прошлых лет, появились свежие проекты. На пользу ли пошли перемены? Говорить пока рано. Но некоторые премьеры вызывают вопросы.
Видимо, компенсируя отсутствие Петросяна, ситкомов, «пельменей» и прочих «клабов», канал решил рассмешить зрителей сначала сатирическим «Салтыков-Щедрин шоу», а теперь еще и «Международной пилорамой» с Тиграном Кеосаяном в качестве «пильщика». Про «СЩШ» «Труд» писал в начале лета. С тех пор кое-что в нем изменилось: трое из пяти ведущих ушли, на их место пришел хоть и один, но зато сам Задорнов. Лучше, правда, не стало, но и хуже тоже. Как было мало смешных шуток, так и осталось. А вот некоторые остроты в «Пилораме» оказались удивительными.
Формат «МП» не новый, нечто подобное мы видели в приснопамятном «Прожекторперисхилтоне» и где-то еще. В программе в комическом ключе обсуждаются последние события в мире. Так, во втором выпуске заходной темой стал недавний саммит G20. Его проиллюстрировали видеосюжетами, где в уста первых лиц государств вкладывались реплики, придуманные авторами программы и произносимые актерами за кадром. Периодически на фоне карты мира что-то говорил человек, похожий на кремлевского пресс-секретаря. Интересные «факты» открывали зрителям артисты, изображающие репортеров. Ну а дирижировал всеми Тигран Кеосаян, своими ужимками, мимикой и жестикуляцией демонстрирующий талант настоящего шоумена. Основной стеб, естественно, шел вокруг трапа, который не подкатили к самолету Обамы; главы Филиппин, назвавшего американского лидера «сукиным сыном» (по мнению ведущего, «хромой утке» быть «сыном собаки» не так уж и плохо), а также мороженого, привезенного в Китай нашим президентом. Что можно сказать о прозвучавших шутках? Как говорится, на вкус, на цвет.
Некоторые показались мне смешными. Например, когда на экране появился известный кадр, где Обама сверху вниз сурово смотрит на Путина, комментарий был таким: «Как можно испугать человека, который регулярно с глазу на глаз встречается с Рамзаном Кадыровым?!» Ха-ха-ха.
Однако отдельные реплики «Пилорамы», мягко говоря, смущают. Такая, например (по поводу руки, не протянутой премьершей Великобритании Терезой Мей): «Вдруг перед тем, как не подать Путину руку, она подумала, что он своей трогал... — тут ведущий делает паузу, зал ржет, а он завершает: — ... Ядерную кнопку».
А вот пассаж на тему «Хиллари Клинтон стала президентом». «Я ему как мужику (в кадре снова появляется Путин) сочувствую», — говорит ведущий. И дальше примерно так. «Она же женщина. Будет все время звонить: «Ты с кем разговаривал? Опять с Анжелой? Я знаю, что у тебя с ней что-то было. Сука крашеная!» И тут на экране возникает Ангела Меркель в кирпичного цвета берете.
Но вот «Пилорама» доходит и до Украины. Сюжет начинается с пикетирования радикалами телеканала «Интер» и поджога его офиса. И шутки ведущего становятся не то чтобы совсем уж едкими, но какими-то более злыми. Сначала пожар обыгрывается так: мол, это наши соседи проверяют, что на самом деле лучше всего горит, чтобы при необходимости этим самым «горючим» компенсировать российский газ. Но потом делается вывод поглобальней. Чтобы в современной Украине был сделан хоть какой-то следующий шаг, надо, чтобы что-нибудь «пыхнуло». Тут в эфире демонстрируют Порошенко, выпускающего клубы дыма, и в этом контексте как бы выстраивается логическая цепочка: от костров Майдана до огня в телекомпании — вот современная история страны. За кадром гремит особенно дружный ржач. Видно, статисты в студии вспомнили в этот момент одесскую трагедию, когда в охваченном пламенем Доме профсоюзов погибли десятки людей. Дальше Кеосаян предлагает завершить бесконечный спор по поводу того, как правильно говорить: «на Украине» или «в Украине». «В русском языке есть подходящие слова для обоих предлогов. И «в» и «на», — заключает он, и мы понимаем, что тема соседей-неудачников исчерпана.
Но неужели создатели «МП» никого не щадят? И нет для них ничего святого, как, скажем, для художников «Шарли Эбдо»? Ну, это как сказать. В одном из сюжетов актер, изображающий бывшего московского мэра Лужкова (то есть с лысиной и с кепкой в руке), в поэтической форме делится впечатлениями о Дне города:
«Сначала встал я потрясенный, / Как будто в банке взял кредит, / То тут, то там ларек снесенный, / Узбечка на ветвях сидит. / Я шел по улицам понуро, / Но я Москвы не узнавал. / За лето сделали бордюры, / Где я кортежи парковал».
Заканчивается все на грустной ноте: «Прощайте, синие сортиры, / Друзья моих минувших дней!» Этот пламенный стих, произнесенный «мэром» бывшим, есть не что иное как завуалированное восхваление славных дел мэра нынешнего. Разве не так?
В ходе программы ведущий задал массовке вопрос, что бы они взяли с собой на необитаемый остров. Какая-то девушка надрывно выкрикнула: «Телевизор!» Кеосаян выбор одобрил: «Правильно, телевизор. Это наше все. А без еды можно обойтись». Тоже шутка, конечно. Но та самая, в которой есть доля шутки.