Вслед за Малаховым канал покинул Александр Олешко, потом стало известно о закрытии программы «Пока все дома», а теперь еще и проекта «Наедине со всеми». В довершение ко всему сериал «Штрафник» прервали без всякого предупреждения, показав всего лишь два эпизода. Каждое из этих событий имеет свои причины. Впрочем, можно быть уверенным: черный экран нам не грозит.
С начала недели «Пусть говорят» выходит под крылом Дмитрия Борисова. Что будет с шоу дальше, наберет ли оно былые рейтинги или потерпит поражение в конкурентной борьбе с обновленным «Прямым эфиром», сказать пока сложно. Зато, кажется, подтверждаются слухи о том, что Малахов мог покинуть Первый канал из-за несогласия с начальством, захотевшим заменить его Диан Шурыгиных и Алексеев Паниных на Порошенко и Трампов, то есть политизировать программу. Неслучайно уже второй выпуск, который можно считать заявочным (в первом символически прощались с Андреем), был посвящен Саакашвили.
Изначально было понятно, что самого человека без гражданства в студии не будет. Но как обсуждать-то его? Пригласить политологов и дать им возможность вдоволь оттоптаться на экс-президенте? Но что это будет за «Пусть говорят» без развлекательной составляющей?! Придумали хороший ход: о «герое» будут говорить его женщины, на которых он привык тратить бюджетные средства. Тут вам и политика, и желтизна — то есть и руководство услышано, и формат соблюден.
А получилось, что называется, ни два, ни полтора.
Программа текла вяло. Несколько дам, пришедших в гости к Борисову, ничего особенного рассказать о Саакашвили не смогли. Реплики джентльменов, не имеющих прямого отношения к нерукопожатному со времен Осетии господину, были хоть и ехидными, но далеко не такими страстными и злыми, как в ток-шоу «Время покажет». Вся надежда оставалась на телемост с элитной массажисткой Дороти Штайн из Германии. Но и та разочаровала. Как ни пытался ведущий вытянуть из нее информацию о бюджетных миллионах, потраченных на нее Мишико, она так ничего не сказала. «Сколько денег вы от него получали?» — «Как и от других, 200 евро в час». — «Он платил за общение с вами?» — «Только за массаж. Я не проститутка». — «Он дарил дорогие подарки?» Женщина продемонстрировала кинжал с традиционным грузинским узором и скромное украшение. Мелочовка. И никаких откровений про безумные кутежи, интим и бриллианты в благодарность.
Если над этим выпуском трудилась новая продюсерско-редакторская команда, то необходимой для «Пусть говорят» хватки у нее еще нет. Если старая — она попросту подставила ведущего. Что же касается самого Борисова, зрительницам явно будет не хватать «андрюшиной» эмоциональности. Умный, обаятельный Дмитрий говорит в кадре так, будто по привычке читает телесуфлер в выпуске новостей, где строго-настрого запрещено проявлять какие-либо чувства.
На следующий день была заявлена тема о плачевном состоянии Евгения Осина. Но умерла Вера Глаголева, о ней и говорили. И разница между прежней «Пусть говорят» и нынешней стала совсем уж очевидной. Внезапный уход любимой актрисы, совсем еще не старой красивой женщины, только что выдавшей дочку замуж, Малахов обставил бы так, что вся студия рыдала бы. У него самого на глазах появились бы слезы, немедленно запечатленные крупным планом. А Борисов и тут говорил сдержанно, и это создавало хоть и грустную, но достаточно спокойную атмосферу. Один актер даже рассказал забавную байку о том, как снимался с Глаголевой в постельной сцене. Изменится ли со временем манера ведения? Трудно сказать.
Но вообще стоит констатировать факт, что уход многолетних лиц проектов из эфира вовсе не означает неминуемую смерть последних. Вспомним, как недовольны были поклонники кулинарного таланта Андрея Макаревича, когда его место в «Смаке» занял Иван Ургант. А сейчас даже кажется удивительным, как эта программа раньше обходилась без хохм. Еще пример. Многие автолюбители в разных странах решили, что культовому проекту Top Gear конец, раз его покинул колоритный Джереми Кларксон. Но после годового перерыва появился очередной выпуск, уже с новой командой. Да что говорить о разовых рокировках, если в некогда всеми любимой «Кинопанораме» за 40 лет ее существования сменились почти полсотни ведущих! И ко многим из них — к Каплеру, Капралову, Рязанову — зритель прикипел душой. Но потом быстро остывал.
Программы не умирают, если они не потеряли своей актуальности. Очень точно сказала Юлия Меньшова: «Телевидение сегодня должно быть как никогда динамичным, и нужно уметь вовремя заканчивать проекты, оставляя о них добрую память». Слова ведущей в полной мере относятся к ее закрытому «Наедине со всеми».
Тимуру Кизякову в этом контексте придется труднее. Ладно бы его «Пока все дома» перестали показывать из-за исчерпанности формата. Освежили бы что-то, сделали более динамичным. Но в недрах «Первого» намекнули, что расстаются с этим семейным ток-шоу по этическим соображениям. Канал, занимающийся благотворительностью, не смог стерпеть того, что в его эфире идет передача, создатели которой в тайне от руководства на благотворительности как раз и наживаются, причем на самой важной — усыновлении детей. Найти серьезное место работы с такой репутацией будет сложно.