Кончаловский, как мало кто из поколения советской "золотой молодежи", сумел толково распорядиться теми возможностями, которые открылись ему по праву рождения в семье сталинского лауреата. Он ударно поработал не только в СССР, но и в Голливуде, куда в перестроечные годы съездил попытать заморского счастья. Там, по его собственному честному признанию, в "первачи" не выбился, предпочтя со временем вернуться в Россию, где занял подобающее ему высокое место в режиссерской иерархии.
За почти полвека работы в искусстве им сняты такие громкие фильмы, как "Первый учитель", "Асино счастье", "Дворянское гнездо", "Дядя Ваня", "Романс о влюбленных", "Сибириада", "Поезд-беглец", "Любовники Марии", "Ближний круг", "Курочка Ряба", "Дом дураков", написаны десятки сценариев, поставлены оперные и драматические спектакли на сценах многих театров мира. На днях в российский прокат выходит его фильм "Глянец", уже показанный на "Кинотавре" и вызвавший полемику в прессе. А сам Андрей Сергеевич встречает юбилей съемками новой картины за рубежами нашей отчизны.
"Труд" попросил рассказать о режиссере хорошо знающих его людей.
Наталья Аринбасарова, актриса, бывшая жена Кончаловского:
- Андрей Кончаловский сыграл, безусловно, поворотную роль в моей жизни. Я училась в балетном училище, когда в поисках исполнительницы главной роли для своего дебютного фильма "Первый учитель" у нас в классе появился молодой режиссер Андрей Кончаловский. Сначала он меня особо не выделял среди других девочек. Но в итоге долгих разговоров, репетиций в самый канун дипломного спектакля на сцене Большого театра меня вызвали на кинопробы. Я улетела в надежде, что не подойду на роль, но осталась в кино навсегда, а в балет больше не вернулась...
Наш роман с Кончаловским не был любовью с первого взгляда. Чувство родилось, вызрело в процессе общей работы, хотя Андрон и много кричал на меня на съемочной площадке. Поначалу он казался мне чересчур взрослым, даже "старым". Мне тогда исполнилось только 18, ему было "аж" 27 лет. К тому времени он уже был соавтором сценария фильма "Андрей Рублев", надеждой советского кино. Знал массу вещей, мне совершенно не известных. Мог, например, часами рассказывать о Библии, о классической музыке (он ведь учился в консерватории), о мировом кино, о своем друге Андрее Тарковском...
Андрон из тех мужчин, которые, если можно так выразиться, заговаривают женщин. Не могу сказать, что он мне нравился внешне. Я была воспитана в балетной школе, где ценятся красивые фигуры, мощные торсы, а Андрон в ту пору был, по моим представлениям, толстым, рыхлым - не случайно Сергей Бондарчук пробовал его на роль Пьера Безухова в фильме "Война и мир". Но на съемочной площадке Андрон становился красив. В него невозможно было не влюбиться, что со мной неминуемо и произошло.
Прожили вместе мы недолго. "Первый учитель" прошел в нашей стране вторым экраном, в то время как за рубежом фильм приняли на ура, называли шедевром. А тут еще "Асино счастье" положили на полку. Андрон сильно переживал, слушал по ночам "вражеские голоса". Ясно было, что в СССР он жить не может и не хочет. Он уже тогда был убежденным западником. А уехать на Запад можно было, только женившись на иностранке. И я ему сказала: давай разводиться...
У нас с ним с тех пор неизменно хорошие, ровные отношения. Вплоть до того, что, когда Андрон приезжал в Москву из-за границы, он первым делом наведывался ко мне. Приводил своих друзей, женщин, в которых был влюблен, знакомил меня с ними. Такие вот "высокие отношения", которые не помешали мне высказать Кончаловскому все, что я думаю по поводу его книг, где он некрасиво хвастался своими мужскими победами. Тем не менее я рада, что Андрон и наш сын Егор общаются, дружат. Андрон в свое время помог ему закончить в Кембридже факультет философии и изобразительного искусства. Он предлагал сыну работать вместе, но Егор - человек самостоятельный, хочет сам сделать свою судьбу...
Александр ГРАДСКИЙ, народный артист России, певец и композитор:
- Почему после громкого успеха картины "Романс о влюбленных", где я был композитором, мы с Михалковым-Кончаловским больше не работали? А мы поссорились после выхода фильма на экраны, хотя во время съемок наши отношения складывались идеально. Разговор шел такой: мы делаем кино вместе. Но в финале вдруг пошел текст: это моя картина. Я так не привык. Если бы мне с самого начала было сказано, что режиссер не намерен ни с кем делиться славой, тогда бы я и работал соответственно. А когда говорят одно, а делают другое - мне это не нравится. Поэтому с Михалковым-Кончаловским мы расстались. Но сохранили нормальные отношения, здороваемся при встречах. Один раз он попросил меня выступить на юбилейном вечере своего отца Сергея Владимировича. Я, конечно, пришел, сказал хорошие слова, спел. Но в творческом отношении мы с Андроном разошлись навсегда.
Елена КОРЕНЕВА, народная артистка России:
- Я была 19-летней студенткой Щукинского театрального училища, когда меня утвердили на главную роль в фильме "Романс о влюбленных", и я вдруг почувствовала себя человеком, который вытянул звездный билет. Помню, Михалков-Кончаловский был озарен сценарием. Однажды, когда он читал мне отрывок, то даже плакал. Для меня это было потрясением. Андрей Сергеевич уже тогда был хорошим пиарщиком, знал и умел преподносить и себя, и свои фильмы. Он обратился через газеты и журналы к народу за советом: какими должны быть Ромео и Джульетта 70-х? Это был чистой воды рекламный трюк. Но, надо сказать честно, готовая картина выразила дух поколения.
Когда уже в конце 90-х я задумала написать книгу "Идиотка", мне хотелось опровергнуть домыслы прессы, касающиеся нас с Михалковым-Кончаловским. В книге, естественно, много страниц посвящено моему знакомству с Андреем Сергеевичем, работе с ним и истории наших личных взаимоотношений. Я не вижу ничего обидного в том, что он рассказал обо мне. Но не все, что он там написал, мне понравилось. Хотя это меня не удивило. Он любит шокировать публику. Приемлема ли для меня такая степень откровенности? Почему нет? Откровенность - обязательное условие любого творческого проявления. Ее отсутствие есть лицемерие. Но, думаю, Михалков-Кончаловский в своих книгах был настолько же откровенен, настолько и неоткровенен.
Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России, президент Международного кинофорума "Золотой витязь":
- С Андреем Кончаловским судьба меня свела в 13 лет. В солнечный весенний день на столичной улице Горького, ныне Тверской, меня остановил странноватого вида незнакомец и спросил: "Хочешь сниматься в кино?" Это был вгиковский студент с громкой фамилией Кончаловский. На учебной студии он снимал дипломную короткометражку "Мальчик и голубь", где мне предстояло сыграть главную роль. Я тогда учился в 6-м классе и за вынужденные прогулы из-за съемок приносил учителям объяснительные записки из ВГИКа. Так Андрей стал моим крестным отцом в кино. Но он определил не только мой актерский путь. Наблюдая, как интеллигентно, тактично и умело работал он на съемочной площадке, я уже в то время твердо решил стать режиссером.
Вскоре Кончаловский передал меня из рук в руки своему студенческому другу Андрею Тарковскому, у которого я вскоре сыграл в картине "Иваново детство". Кстати, оба фильма в 1962-м поехали на Венецианский кинофестиваль, где шедевр Тарковского завоевал "Золотого льва". Потом была работа над драмой "Андрей Рублев", сценарий которой два друга писали вместе, после чего их творческие пути разошлись. Я тоже больше не играл у Кончаловского. Попробовался было в "Романсе о влюбленных", но на роль не был утвержден. А больше предложений от него не было.
Для меня Кончаловский остается в нескольких ипостасях: Андрей периода "Андрея Рублева" и его активной работы в России, Андрей, вдруг исчезнувший из тогда еще советского кинематографа и решивший попытать счастье на Западе, и Андрей, вернувшийся на Родину в начале 90-х, когда я увидел другого, совершенно незнакомого мне человека. Я неоднозначно отношусь к его последним фильмам, но антивоенная картина "Дом дураков" была отмечена главной наградой "Золотого витязя". Считаю, что это серьезная работа мастера, искренне переживающего трагедию братоубийственной розни в России.
В канун юбилея Андрея я хотел бы пожелать ему долгих лет жизни. Пусть его не покидает память о начале его творческого пути, о поэтичном и бескомпромиссном времени 60-х. Хочу, чтобы Кончаловский снимал больше фильмов в России и о России.
НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ КОНЧАЛОВСКОГО
Родители Аринбасаровой были против брака своей дочери с Кончаловским. Сказавшись больной, мать вызвала Наташу домой в Алма-Ату, где ее тут же заперли. Наташа провела в заточении четыре дня, отказавшись от всякой еды. Кончаловский все это время дежурил у ее дома. Воспользовавшись тем, что в дом пришли гости и дверь оказалась открытой, Наташа выскочила на улицу. Андрон быстро посадил ее в машину и увез во Фрунзе, где шли съемки "Первого учителя". После рождения Егора родители Аринбасаровой примирились с этим браком, который, увы, оказался недолговечным.
* * *
Всего Андрей Кончаловский был официально женат пять раз. Кроме того, у него были бурные романы с Натальей Андрейченко, Жанной Болотовой, Ириной Купченко, Еленой Кореневой, Беатой Тышкевич, Ширли Мак-Лейн, Жюльет Бинош (этот список далеко не полон), описанные им в своих книгах. Он является отцом 7 детей. Старшим он неизменно помогал получить хорошее образование. А двое младшеньких еще подрастают в их семье с актрисой Юлей Высоцкой...
* * *
Первые годы жизни в Америке Кончаловский не мог пробиться на работу в кино. Приторговывал черной икрой, которую привозил из СССР в трехлитровых банках. Поскольку в США она стоит дорого, то денег от проданной икры хватало на то, чтобы снимать небольшую квартиру и скромно питаться. Разумеется, не черной икрой...
* * *
Из всех крепких напитков Андрей Сергеевич предпочитает "кончаловку" - обычную русскую водку, сначала очищенную с помощью марганцовки, а потом настоянную на березовых почках. Название пошло от деда Петра Кончаловского, который где-то раздобыл этот старинный рецепт, ставший фамильным. "Кончаловка" заготавливалась в десятилитровых бутылях, Андрей Сергеевич признавался впоследствии, что в юности он и его брат Никита частенько отливали из них на свои молодецкие забавы. Мать, Наталья Петровна Кончаловская, мудро делала вид, что ничего не замечает...
* * *
Андрей Сергеевич ревностно следит за своим здоровьем. Много лет назад он пристрастился к джоггингу - бегу трусцой. Теперь бегает всегда и всюду - даже во время Каннского кинофестиваля. Регулярно чистит организм с помощью всевозможных диет и голодания, более 40 лет принимает витамины. В одном интервью сообщил, что намерен прожить 120 лет. Чего мы ему искренне желаем...
* * *
Два года назад Михалков-Кончаловский ударился в сельское хозяйство, для чего купил в Калужской области полторы тысячи гектаров земли у разорившегося колхоза. Андрей Сергеевич поведал журналистам, что намерен разводить породистый скот по голландской технологии и выращивать картофель. Знаменитый режиссер обещал под это дело раздобыть инвестиций на 2,5 млн. долларов да еще закупить импортного скота на 3 млн. Однако годы идут, а "дворянское гнездо" Андрея Сергеевича все никак не обустроится: калужские поля зарастают бурьяном, а бывшие колхозники в ожидании новой жизни, где будет много работы и хорошие зарплаты, пропивают последнее...