Долгожданная встреча президентов двух ядерных держав все-таки состоялась в весьма романтическом месте — у Женевского озера. Строгий протокол, беспрецедентные меры безопасности, толчея из сотни аккредитованных журналистов. А что в итоге? Никто, разумеется, не ждал от этого саммита прорыва, однако сам факт свидания Путина с Байденом — уже событие, которое трудно переоценить.
Кстати, Путин и Байден знакомы еще с 2011 года, когда вице-президент Обамы напрасно пытался уверить премьер-министра России, что ПРО в Европе не направлена против нашей страны. Что дальше вышло, мы уже знаем. И вот новый разговор.
Запланированные пятичасовые переговоры сократились до трех часов, два часа из них разговор длился тет-а-тет, в присутствии лишь Лаврова и Блинкена. Именно после общения с глазу на глаз были даны поручения экспертным группам и ведомствам для проработки высоких договоренностей в ближайшее время.
О чем они? Говорили о запуске диалога по стратегической стабильности, уменьшении риска возникновения конфликтов, о кибербезопасности и (по инициативе американской стороны) о правах человека, а потом и об обмене согражданами-заключенными (Путин дал понять, что компромисс возможен).
Знаковые жесты: на днях в Москву и Вашингтон вернутся послы, начнут восстанавливать работу посольства. Прозвучали заявления о готовности к согласованию «общих правил поведения» держав, к решению задач в нераспространении или ядерном разоружении, региональных конфликтах (Афганистан, Сирия), мирном взаимодействии в Арктике.
Важным «правилом игры» может стать предложение Байдена определить 16 ключевых инфраструктур (список он передал), запрещенных для любого кибервмешательства извне. Тут впервые США признают принцип «взаимности» в киберпространстве, а не просто валят все на русских хакеров. О применении военной силы в ответ на кибератаки речи уже не шло.
Вопрос в том, сумеют ли президенты сдержать хотя бы свои первые обещания. Байдену здесь придется труднее, даже если он будет объяснять нормализацию с Россией необходимостью отрыва Москвы от орбиты влияния Китая (что он и попытался сделать на пресс-конференции для американских СМИ). А пока Байден и Путин хором признали, что разговор вышел конструктивный, что не так уж мало для начала. Быстрые «перезагрузки» мы уже проходили: помните сладкую риторику Клинтона с фигой в кармане на встречах с «другом Борисом»?
Раздельные пресс-конференции лидеров априори предполагали, что каждая сторона будет подавать итоги в выгодном для себя ключе. Си-эн-эн приоткрыла завесу: американская делегация специально пропустила конференцию ВВП вперед, дабы Байден имел шанс парировать «дискредитирующие выпады» Путина. Но российский лидер был предельно корректен в оценках собеседника и оптимистичен в плане перспектив нового этапа отношений с США. И вот уже в ЕС и НАТО подхватывают новую лексику о «правилах поведения» для продвижения «общих ценностей»...
Кафе-кондитерская Christie’s Bakery в Женеве испекла торт в преддверии встречи президентов РФ и США, чтобы подсластить горьковатую повестку дня: с одной стороны наш медовик, с другой — «красный бархат», американский пирог. Глядишь, со временем дело дойдет и до общей начинки?
Правда, и недовольных много. Мейнстрим возмущен, что Путин так и не назвал Навального по имени, а Байден не стал его прямо попрекать отравлениями. Но в целом можно констатировать: мир вздохнул с облегчением, предположив, что, когда лидеры разговаривают, их пальцы отдаляются от «красной кнопки». Надежды прибавилось. А это, в конце концов, самое главное в наше тревожное время.
На первом свидании целоваться не принято — так по крайней мере когда-то считалось в приличном обществе. Но за первым свиданием могут последовать и другие, а разговор всегда продолжать легче, чем начинать с нуля, да еще после долгого взаимного скрежетания зубами.
А о чем судачат СМИ? Английская пресса уверяет, что для США саммит в Женеве — проходной момент: Путин, мол, его пиарит для поднятия собственной значимости. Но новая стратегическая стабильность, да еще в условиях пандемии — дорогой товар, им сегодня не пренебрегают ни ведущие европартнеры, ни мировые центры силы.
Особняком стоят Польша и прибалты, которые откровенно испуганы фактом личной встречи Байдена с «московским агрессором». Младоевропейцы принесли на алтарь борьбы приоритеты своего развития, а теперь рискуют остаться за бортом новой американской дипломатии.
The American Conservative так подытожил стратегический урок саммита: «Маскарад окончен. Будьте уверены, попытки Вашингтона убедить европейские правительства в необходимости вести согласованную враждебную политику в отношении Москвы постепенно теряют обороты».
И еще один пассаж в этом издании, который едва ли порадует Киев. «Если Украина сделает выбор в пользу финской модели, доказавшей свою успешность, и откажется от несостоятельной польской, то у Киева будет гораздо больше шансов обеспечить Украине процветание и безопасность без вмешательства Вашингтона».
А что, хороший совет.