Сегодня, 18 июня Россия отменила двухлетнюю блокировку популярного в мире мессенджера Telegram. Об этом сообщил Роскомнадзор, ведомство проводило консультации с Генпрокуратурой.
Telegram – следующий после соцсети «Вконтакте» крупный проект Павла Дурова. Мессенджер ориентирован не только на рынок РФ, но и на весь мир. Первая версия «телеги» (так в народе зовут сервис) увидела свет в 2013 году. Telegram выгодно отличает от WhatsApp и Viber расширенный функционал: он позволяет оперировать с аудио, видео, создавать секретные чаты и анонимные информационные каналы, сервис допускает глубокое редактирование сообщений. В последние годы огромная доля традиционных интернет-СМИ ссылаются на популярные телеграм-каналы анонимов или каналы привычных лидеров мнений.
Несмотря на бесспорные достоинства, в РФ Telegram пока на третьем месте после WhatsApp и Viber. В апреле 2020 года мессенжером пользовались 30 млн россиян, а во всём мире - 400 млн юзеров.
Будущее сложно «держать и не пущать»
Элиты таких стран, как Китай, Иран и Индия полностью или частично блокируют детище Дурова: соблазн ограничивать информационное поле и свободную коммуникацию общества слишком велик. Похожим путём пошла и Россия, и ничего удивительного в этом нет. Резкое «подмораживание» политического режима началось с 2012 года, окончательно оно так и не завершилось. Если робкие атаки начальства на русский сегмент Сети наблюдались ещё в нулевые, фобии чиновников достигли Telegram в 2017-м.
В 2016 году в РФ приняли так называемый «пакет Яровой». Законы принуждают мессенджеры реистрироваться в реестре распространителей информации и передавать ключи шифрования ФСБ, а также хранить сообщения юзеров на российской территории. Дуров отказался исполнять предписания законотворцев, сославшись на защиту приватности аудитории сервиса.
В июне 2017 года Дуров согласился внести Telegram в реестр распространителей информации. В сентябре того ж года ФСБ затребовала у сервиса ключи шифрования для доступа к переписке пользователей, но получила отказ. В октябре 2017-го суд оштрафовал мессенджер на 800 тысяч рублей.
В декабре представители Telegram обжаловали в Верховном Суде приказ ФСБ о предоставлении ключей для декодирования сообщений пользователей. Силовики не имели права требовать ключи без судебного решения, настаивали юристы. Весной 2018-го Верховный суд отклонил иск стороны Дурова.
2 апреля юристы Telegram предупредили Роскомнадзор о невозможности выдать ФСБ ключи дешифрования: мессенджер не контролирует сообщения секретных чатов, в их передаче не работают его сервера. Вскоре Роскомнадзор подал иск о блокировке Telegram за отказ предоставить в срок ответа на запрос ФСБ о ключах.
16 апреля 2018 года стартует блокировка: но не удачно. Мессенджер постоянно менял IP-адреса, а государство вместо достижения цели остановило миллионы IP-адресов Amazon, Microsoft и Google (их использовал Telegram для функционирования). В итоге пришлось прекратить повальную блокировку значительной части этих адресов.
Рядовые пользователи практически не почувствовали дискомфорта: только часть провайдеров успешно блокировала сервис сообщений, а временами юзеры использовали прокси-серверы для обхода запрета. Роскомнадзор блокировал и прокси, но взамен создавались новые. Многие сайты официальных ведомств или государственных СМИ демонстративно убирали ссылки на свои телеграм-каналы. В то же время Telegram жил и развивался. Там регулярно общались и создавали целые площадки даже те, кто, казалось бы, одобрял неуёмно жёсткую политику «партии и правительства» по отношению к гражданам страны.
Ладно, живи
В последние месяцы Telegram в открытую взяли на вооружение вполне официальные структуры: например, оперштаб по коронавирусу и Минкомсвязь. Чрезвычайная обстановка отправила на задний план попытки руководства уничтожить очередное средство общения. В апреле о необходимости разблокировки мессенджера заявила системная оппозиция – «Справедливая Россия». «Блокировку Telegram надо отменить хотя бы для того, чтобы не позориться», — писала также в Twitter главред RT и МИА «Россия сегодня» Маргарита Симоньян.
Незадолго до сегоняшнего решения Роскомнадзора, Павел Дуров написал об активной борьбе Telegram с терроризмом. Чтобы сохранить лицо на фоне отмены блокировки мессенджера, Роскомнадзор и Генпрокуратура вспомнили этот пассаж Дурова в своих заявлениях. «Позитивно оцениваем высказанную основателем Telegram готовность противодействовать терроризму и экстремизму», — говорится в сообщении Роскомнадзора.
«Мы принимаем к сведению как само решение, так и исчерпывающую аргументацию Роскомнадзора», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ТАСС.
Согласно источникам РБК, претензии силовых ведомств к Telegram сохраняются. Однако мессенджер сотрудничает с российскими правоохранительными органами в преодолении терроризма - вероятно, это может объяснить послабления.
Свободы станет больше?
«И блокировка, и разблокировка Telegram носят, скорее всего, конъюнктурный характер, - сказал TRUD.RU директор Института по правам человека Валентин Гефтер. – Это не имеет отношения к осознанию ценностей свободы. Только политическая целесообразность».
«Если суд принимает решение, оно должно быть исполнено. А если это решение исполнить невозможно, значит, его должны корректировать», — заявил Газете.Ру спикер Госдумы Вячеслав Володин, косвенно подтвердив предположение правозащитника Гефтера.
Правовым нигилизмом назвал разблокировку сервиса гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. «Решение суда всё ещё в силе, решение прокуратуры о блокировке дополнительных подсетей, зеркал тоже в силе. Нормы права продолжают действовать, но почему-то решено разблокировать», - сказал он «Росбалту».
«Или Роскомнадзор истолковал решение так, что достаточно доступа к неприватным чатам и на этом основании можно снять ограничения, или Павел Дуров убрал сквозное шифрование приватных чатов и он нам об этом не говорит», — предположил в разговоре с «360» публицист Максим Кононенко.
Официальная позиция ОБСЕ более радужная. «Приветствую заявление Роскомнадзора разблокировать Telegram с этого дня. Блокировка социальной сети в течение двух с лишним лет вызывала опасения за свободу выражения мнений», - написал в соцсети представитель ОБСЕ по вопросам свободы медиа Арлем Дезир.
«Отказ от блокировки популярного интернет-сервиса — хороший шаг, свидетельствующий о здравомыслии властей», - сказал Афише Daily глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков, который представлял интересы Telegram в судебных инстанциях. Однако отсутствие признания нарушений, отказ от компенсации и устранения системных проблем законодательства и его реального применения снижает ценность решения ведомства и не свидетельствует о повороте регулирования интернета в РФ в сторону защиты частного общения, добавил юрист.