Пассажирский самолет авиакомпании «Малайзийские авиалинии», разбившийся в 2014 году в Донбассе, не мог быть сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук». К такому выводу пришла военная разведка Нидерландов, пишет журналист и автор документального фильма об авиакатастрофе Макс Ван дер Верфф.
Он опубликовал статью под названием «Была ли гибель MH17 расследована должным образом?» В ней Ван дер Верфф проанализировал ранее не публиковавшиеся документы Совместной следственной группы (ССГ), касающиеся расследования. Среди них - письмо от 21 сентября 2016 года отдела по юридическим вопросам Службы военной разведки Нидерландов (MIVD), адресованное государственной прокуратуре.
MIVD проверила, могли ли комплексы «Бук» быть причастны к крушению MH17. В нем упоминаются 11 точек, где во время авиакатастрофы были расположены ЗРК «Бук». Восемь из них – размещение украинских ЗРК, три – российских. При этом все российские комплексы находились на территории РФ. А все 11 установок располагались на расстоянии не менее 66 километров от места крушения.
«Исходя из приведенных в таблице данных, становится очевидным, что рейс MH17 пролетал вне досягаемости от всех украинских и российских точек, где были развернуты комплексы «Бук», - говорится в письме.
Журналист высказал свое удивление тем фактом, что эксперты знали о позициях российских «Буков», не размещенных на основных военных базах, в то время как местоположение большинства украинских ЗРК указаны на стационарных позициях на базах. При этом в то время уже шла «антитеррористическая операция» Киева в Донбассе, и 12 июля 2014 года силы противовоздушной обороны Украины были приведены в полную боевую готовность.
В документе отмечается, что единственный идентифицированный комплекс, «имеющий достаточно широкий диапазон», чтобы сбить этот самолет, - две системы С-300ПМ2 «Фаворит» ВС РФ, расположенные недалеко от города Ростов-на-Дону.
Однако, сказано в письме, запуск ракеты нашел бы отражение в СМИ или в социальных сетях, однако ничего подобного не наблюдалось.
Автор статьи выразил сомнения в тщательности расследования. Он задается вопросом, «можно ли убедительно утверждать, что Украина держала почти все свои «Буки» на базах и ни разу во время «антитеррористической операции» не перемещала свои средства ПВО за пределы баз».
В заключение Ванн дер Верфф врнулся к вопросу: проводилось ли расследование гибели самолета должным образом. Он подчеркнул, что анализ документов вызывает серьезные сомнения.