Причиной затора из судов на Северном морском пути (СМП) в Арктике, который возник в ноябре 2021 года, стало разделение полномочий по контролю за судоходством между Министерством транспорта и государственной корпорацией «Росатом». Такое мнение, как сообщает РБК, высказал ее руководитель Алексей Лихачев.
«Нас не предупредили, что Администрация СМП (подчиняется Минтрансу) дала разрешение на проход целого каравана судов. Ко всему прочему, всех подвел Росгидромет: их прогноз опоздал на две недели. При распределении полномочий по управлению навигацией на Севморпути в 2018 году часть их осталась у Минтранса: речь идет о ФГБУ «Администрация Севморпути», которая выдает разрешения на проход судов. Но как оказалось, контроль был недостаточным», - пояснил Лихачев.
«И только глава нашей дирекции СМП Вячеслав Рукша на том совещании (первого вице-премьера правительства РФ Андрея Белоусова – прим. ред.) смог объяснить, где какое судно находится и как его вытаскивать. Мы считаем, что нужно работать на СМП в «одно окно» и в любое время понимать местонахождение судов», - отметил глава «Росатома».
Корпорация предлагает вновь обсудить распределение полномочий по Северному морскому пути в феврале-марте.
«Росатом» стал инфраструктурным оператором СМП в 2018 году. Предполагалось, что корпорация возьмет на себя функции Минтранса по контролю над судоходством, навигацией, портами и энергетикой СМП.
Однако министерство выступило против сокращения своих полномочий. После аппаратной борьбы за управление СМП Минтрансу удалось сохранить за собой право выдачи разрешений на проход судов по этой морской магистрали, на которое претендовал «Росатом». Атомной монополии отошли функции по развитию инфраструктуры на этом маршруте.
Американское издание The Washington Post (WP) писало, что Северный морской путь может стать собственным «Суэцким каналом» России.