Сразу после новогодних каникул многие зрители Первого канала обозвали его... «Домашним». Трудно сказать, насколько обидным показалось федеральному вещателю, претендующему на роль лидера телевизионного рынка, это сравнение со скромным каналом женской тематики. Но основания для него были.
Спорить о художественных достоинствах турецких мелодрам — дело пустое. Так же как в случае с мелодрамами индийскими и латиноамериканскими. Тысячи россиянок до сих пор воспринимают визиты в наши города Вероники Кастро как явление ангела небесного, сколько бы критики ни писали о пошлости и пустоте мыльных опер, в которых эта мексиканская красавица снималась. Вот и для любителей турецких сериалов такие названия, как «Королек — птичка певчая», «Запретная любовь» и «Ранняя пташка», звучат слаще, чем для иных интеллектуалов «Игра престолов» или «Карточный домик».
На самом деле у той продукции, что принято с презрением называть «мылом», есть немало своих достоинств. Сюжеты в них, конечно, наворочены. Но разве в наших современных мелодрамах, столь любимых, например, «Россией 1», не так? Да в какой-нибудь четырехсерийке выходного дня могут оказаться одновременно и перепутанные в роддоме дети, и воскресшие мертвецы, и измененная с помощью пластики внешность, и подстроенные катастрофы, и бесконечные заговоры. Уже не говоря о непрекращающихся супружеских изменах. Но при этом у наших есть еще и некая претензия на морализаторство и духовность, заключенные в образе доброй провинциалки. А «мыло» ни на что не претендует. Оно просто рассказывает сказку. И делает это так, как умеет: старательно и с полной отдачей сил.
«Султан моего сердца» — из этого ряда. Как и в образцово-показательном «Великолепном веке», в центре сюжета здесь история любви всесильного повелителя Османской империи и славянской девушки. Действие разворачивается в начале XIX века. Султан Махмуд, инкогнито прогуливаясь по Стамбулу, встречает юную Анну, дочь писаря российского посольства. Мгновенно влюбившись, он приглашает ее стать гувернанткой у его детей (ну примерно как в «Анне и короле»). И начинается: гарем, евнухи, любимая жена, ревность, янычары, сестра властелина, жаждущая власти, международные интриги, шпионы. Словом, «как быть нам, султанАм...»
Премьера «Первого» — плод совместного производства наших государств, ныне, по счастью, дружественных. Несколько ролей в ней сыграли российские актеры. В главной выступила Александра Никифорова, прославившаяся в ретросериале «Анна-детектив», показанном на опять-таки скромном, но уже привыкшем удивлять удачными проектами канале ТВ3. Помнится, сразу же после его показа заговорили о втором сезоне. Но вместо «Анны № 2» та же команда, что делала первую, сняла клон — «Тайну госпожи Кирсановой», которая идет сейчас на «России». С оригиналом его роднит время (XIX век) и место действия (провинциальный город Российской империи), а также то, что в центре повествования — сыщик-любительница с неординарными способностями, весьма средней внешностью, томностью жестов и решительностью поступков. В целом же «Кирсанова» слишком медленная, занудная, плоская и бедная. Ее не спасает даже остроумный прием, придуманный авторами: девица-детектив носит имя Лариса Дмитриевна, как бесприданница Островского, следователя зовут Порфирием Петровичем, есть в сериале Бестужев, Путилин и много других персонажей с именами. призванными вызывать ассоциации с отечественной классикой.
Но это так, к слову. Вернемся к нашим туркам. Действительно ли появление «Султана...» на «Первом» было столь обескураживающим и странным, как о том пишут зрители? А может, в этом шаге содержался некий вызов в адрес людей, считающих себя лидерами мнения продвинутой общественности? Мол, вы там поете дифирамбы сериалам «Домашний арест», «Позвони ДиКаприо!» и «Обычная женщина» и утверждаете, что это чуть ли не новая волна, призванная смести приевшуюся сериальную нудятину? И вот вам, пожалуйста — роковые страсти в турецком гареме с красивыми нарядами и в роскошных интерьерах. Еще посмотрим, кто кого!..
А ведь и правда, цифры-то «Султан» показал хоть и не выдающиеся, но неплохие. Но есть еще и другие зрительские мнения, как представляется, весьма точные. Первые серии «Султана» шли в последние праздничные и первые рабочие дни. Зажигательная программа «Время покажет» еще пребывала в отпуске, и «Первый», особо не заморачиваясь, стал в свободные от нее часы давать повторы турецкой мелодрамы. Граждане тут же вспомнили про зачем-то убитую каналом дневную сериальную линейку с «Проспектом Бразилия» и прочим добром. Тогда существовал полноценный эфирный блок для тех, кто дома. То есть для домохозяек. Здоровье, мода, знакомства, женский сериал. Одно к одному. А потом уж «Время» и прочая политика. И зачем надо было любовные страсти мыльных опер менять на политические, непонятно кому предназначенные ток-шоу? Хотя, конечно, домохозяйки — самый активный электорат...
У наших главных федеральных каналов та же беда, что и в стране в целом. На вершинах власти люди там находятся десятилетиями и, вероятно, имеют уже весьма смутное представление о том, что на самом деле нужно их аудитории.