Семисерийный фильм "Никита Михалков. Русский выбор" рассказывает о событиях гражданской войны и судьбе белой армии в период эмиграции. После революции и трагического послевоенного исхода белой армии русских изгнанников разбросало по всему свету. Они находили приют за тысячи верст от родного дома. Югославия, Франция, Германия, США, Турция, Тунис - вот нынешние адреса героев фильма. Но их судьбы неразрывно связаны с Россией.
Над "Русским выбором" работала большая группа историков: малоизвестные страницы истории подкреплены в фильме уникальными архивными документами. Особый интерес представляют беседы с "зубрами" русской эмиграции. Среди собеседников Никиты Михалкова, который является не только идейным вдохновителем "Русского выбора", но и его ведущим, - такие уникальные личности, как 102-летний профессор Колумбийского университета Николай Васильевич Федоров, один из последних оставшихся в живых участников Белого движения. О своих родителях вспоминают Марина Деникина-Грей - дочь Антона Деникина, Наталия Базилевская-Врангель - дочь генерала Врангеля, Александр Колчак, внук легендарного адмирала...
Последняя серия фильма посвящена выпускникам Версальского русского кадетского корпуса-лицея имени императора Николая II. "Версальские кадеты" Александр Скрябин, Никита Корсаков, Андрей Шмеман, Илья Траскин родились во Франции и воспитывались офицерами - эмигрантами первой войны в традициях воинского братства и чести, культивируемых в Российской армии не одно столетие.
По мнению Никиты Михалкова, этот фильм позволяет по-новому взглянуть на суть конфликта между "белыми" и "красными", хотя и не дает никаких конкретных ответов. Он, скорее, призывает нас задуматься над феноменом такой непростой и неоднозначной отечественной истории. "Русский выбор - это выбор Бунина; выбор Ильина - великого интеллектуала, одного из величайших философов мира. Что случилось тогда с Россией? Могло ли все пойти у нас иным путем? Почему Белая армия проиграла? И не является ли отчасти причиной этого то, что белогвардейцы не обещали народу того, чего они не могли ему дать, - в отличие от большевиков, которые хотя и не давали, но обещали?..", - эти вопросы Никита Михалков задает не только себе, но и зрителям.