Управляющие компании системы ЖКХ больше не будут «финансовыми посредниками» между нами и поставщиками коммунальных услуг. В 2018 году за свет, газ, тепло мы начнем платить напрямую энергетикам, за воду и канализацию — водоканалам. Глава Минстроя Михаил Мень считает, что это станет приговором для трети УК. Тех самых, что получают доход не от оказания реальных услуг, а от прокрутки на своих счетах и откровенного воровства наших денег.
Как уверяет министр, для жильцов ничего не изменится. Каждый месяц будет приходить единый платежный документ за оказанные коммунальные и жилищные услуги. Тарифы прежние, не коснутся изменения и способов оплаты. Никто не лишает заработанных денег и управляющие компании: как получали плату за оказание реальных услуг, так и будут получать. Но многие привыкли прокручивать деньги домовладельцев...
— Мы сами их провоцируем вот уже много лет, — признается Мень. — Получив на свой счет гигантские суммы, даже честная компания испытывает соблазн перевести их на депозит и получить проценты. Зачислив коммунальные платежи сразу по назначению, мы рассчитываем сократить долги управляющих компаний, уже достигшие 250 млрд (общий объем задолженности в сфере ЖКУ составляет более 1,2 трлн рублей) и навести порядок в отрасли...
А пока отрасль теряет огромные деньги, которые требуются на модернизацию и обновление основных фондов. Износ тепловых коммунальных сетей достигает 62,8%, водопроводных — 64,8%, электросетей — 58,1%. А есть края, где печальный показатель достигает и 95%. Отсюда рост аварийности, огромные потери ресурсов — до 40% воды и 50% тепла. На единицу жилой площади в стране расходуется в 2-3 раза больше энергии, чем в Европе. Все это расточительство за счет жильцов. А выигрывают жулики.
За прошлый год Генпрокуратура выявила 318 тысяч нарушений в сфере ЖКХ. По фактам проверок возбуждено 790 уголовных дел. К ответственности привлечены 63 тысячи должностных и юридических лиц. Например, в Твери семь лет плата с населения за воду собиралась по повышенным тарифам под программу модернизации, развития и технического перевооружения систем водоснабжения и водоотведения. Программу недовыполнили, а 275 млн ушли в офшор на Британские Виргинские острова.
В Красноярском крае поставщики тепла и горячей воды закладывали в тарифы все, что в головы приходило, включая, например, элитное медобслуживание своих работников. В городе Волжский Волгоградской области энергетики завышали плату за тепло, обокрав жильцов на 32 млн. В отчетах прокуратуры зафиксированы хищения бюджетных денег в Иркутской, Новгородской, Свердловской и других областях, в Тыве...
Все это жульничество было вскрыто уже после того, как прошла компания по наведению порядка в коммунальной сфере с помощью лицензирования УК. Тогда из почти 12 тысяч компаний «вычистили» более 1,5 тысячи. За последний год, по данным Минстроя, лицензий лишились еще почти 500. И вот теперь, по прогнозам министра, с рынка должна уйти треть действующих УК. То есть в системе ЖКХ страны каждая третья управляющая компания либо не умеет и не хочет работать, либо жульничает (а чаще совмещает одно с другим).
Учтем: коммунальная сфера — одна из базовых отраслей экономики с оборотом рынка 4,2 трлн рублей в год (5,7% ВВП России). В сфере ЖКХ работает 37 тысяч организаций с численностью персонала более 2 млн человек. Эту систему нельзя «уволить» или «пересажать» — ее придется обновлять, перестраивать и перевоспитывать. И, прежде всего, ставить под контроль хозяев, владельцев жилья. То есть под наш контроль.
И здесь придется признать, что пробудить в жильцах то самое «чувство хозяина» пока не удается. Большинство предпочитают жаловаться на то, что теперь сами должны ремонтировать дома, проверять качество ремонта, следить за деятельностью УК. А нас, мол, никто этому не учил...
Впрочем, чем строже спрос местных властей с УК, тем активнее жильцы. Согласно исследованию холдинга «Ромир», в прошлом году уже 45% жителей многоквартирников принимали непосредственное участие в управлении своим домом. Но есть и менее оптимистичная статистика: в ТСЖ сегодня объединены жильцы лишь 6,5 тысячи многоквартирных домов (меньше 3% городского жилья России). И должность управляющего ТСЖ у нас платная, с окладами выше 50 тысяч.
А в Германии создание товарищества предписано законом, а работа председателя там выполняется бесплатно. Именно ТСЖ определяет размер платы за коммуналку и ремонт дома. Все жильцы обязаны вносить средства, иначе деньги взыщут по суду. Ослушникам грозит принудительное выселение с продажей собственности. Правда, в отдельных случаях государство может предоставить несостоятельным жильцам поддержку при оплате коммунальных услуг.
В России, как известно, такие субсидии тоже имеются: они выплачиваются тем, у кого платеж за коммуналку превышает 22% доходов. Таких в нашей стране 34 млн человек, и государству эта помощь малоимущим обходится в 340 млрд рублей ежегодно. Как утверждает Михаил Мень, самые злостные должники — это владельцы инвестиционных квартир. «Они, как правило, в них не живут и не считают нужным оплачивать услуги консьержа, вывоз мусора, лифты и прочее...»