Главная Экономика 00:01 17 Октября 2017 3003
Протяжно завывали клаксоны...

Федеральный «ямочный ремонт» не заменят сети качественных автобанов

Александр Киденис

В субботу президент Владимир Путин принял участие в церемонии открытия движения по новому участку федеральной автодороги Р-23, который в обход Гатчины соединил Санкт-Петербург с Белоруссией и странами Балтии. Дикторы сообщили: протяженность шестирядной автотрассы — 12,4 км, стоимость первого этапа работ — 14,386 млрд рублей, а вместе со вторым этапом составит 26,137 млрд. Получается по миллиарду с гаком за километр. Не многовато ли?

«У нас свыше 80% федеральных трасс уже в нормативном состоянии, но еще многое нужно сделать, — напомнил дорожникам Владимир Путин. — Страна колоссальная, огромная территория. В некоторых регионах России и дороги-то раньше никогда не было, мы сейчас только начинаем строить. Но то, что вы здесь делаете, — это такая конфетка, подарок региону, стране и людям прежде всего. Вы сами знаете: как только дорога появляется, жизнь сразу другая, экономика сразу другая...»

В тот же день министр транспорта РФ Максим Соколов открыл рабочее движение на новом 15-километровом четырехполосном участке федеральной автомобильной дороги А-121 «Сортавала» — от поселка Сосново до поселка Варшко в Ленинградской области. Министр заявил, что эта трасса «важна не только для местных жителей, но и для всех граждан страны, которые смогут полюбоваться красотами и Республики Карелия, и Ленинградской области» (на скорости 120 км/ч).

Принявший участие в торжестве помощник президента Игорь Левитин добавил, что «сделана дорога высочайшего уровня» (аплодисменты!), и заверил, что сегодня и бюджет, и возможности подрядных организаций позволяют в полной мере осуществлять строительство таких трасс. Люди ждут такие дороги! (Бурные аплодисменты!)

А поскольку праздник был приурочен ко Дню работника дорожного хозяйства, то собравшихся приехал поздравить и глава Росавтодора Роман Старовойт, заявивший: «Последнее десятилетие дорожного хозяйства нашей страны ознаменовано успешной реализацией мегапроектов. Появилась новая современная автомобильная инфраструктура города Сочи, построены сотни новых километров дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, развиваются Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, совершенствуются трассы Северного Кавказа и Урала, продолжается активными темпами строительство Крымского моста...»

И все выглядело бы совершенно замечательно, но накануне Общероссийский народный фронт вывесил на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» информацию о том, что количество российских автотрасс, по которым совершенно невозможно проехать, уже превысило 20 тысяч! Этот перечень составлен самими автомобилистами, уставшими требовать от местных властей привести ту или иную дорогу в мало-мальски проезжий вид. Сайт Народного фронта — их последняя надежда.

А если кому-то нужно официальное подтверждение плачевного состояния отрасли, то загляните в данные Росстата, опровергающие победные реляции об улучшении отечественного автодорожного хозяйства за последние 10 лет. Ибо если в 2007 году доля федеральных и межмуниципальных автодорог страны, отвечающих нормативным требованиям, составляла 44,3%, то в 2016 году — лишь 41,5%. С местными дорогами еще хуже: в 2007 году нормам соответствовали 64,5%, а в 2016-м эта доля упала до 53,5%.

То есть «доведенные до норматива» 80% федеральных автотрасс, о которых чиновники рапортуют президенту, — не более чем стародавнее очковтирательство. Которое к тому же очень дорого обходится стране. К примеру, месяц назад Максим Соколов на Урале открывал движение по 11-километровому участку кольцевой автомобильной дороги — от подъезда к поселку Медный до автодороги Екатеринбург — Полевской. Министр остался очень доволен. Хотя трехполосный 11-километровый автобан ценой 4,4 млрд рублей строился «с 2014 года практически круглосуточно», как доложили подрядчики. То есть со скоростью 1 погонный метр в сутки, или 33 сантиметра за смену.

Тем временем в соседнем Китае автодороги строятся со скоростью 750 м/ч! Первую скоростную дорогу Шанхай — Цзядин (18,5 км) там открыли в 1988 году, а к концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 млн км, включая 104,5 тысячи скоростных магистралей (которых в России фактически до сих пор нет).

Цены у этой скорости разные. Недавно в Поднебесной приступили к строительству скоростной автомагистрали Ибинь — Паньчжихуа длиной 450 км и проектной стоимостью 13,4 млрд долларов — по 30 млн за километр. Но проходить она будет по горной местности в юго-западной провинции Сычуань. И, по словам главного инженера стройки Чэнь Лэшэна, такие расходы обусловлены тем, что данная местность неблагоприятна для строительства такого масштабного объекта из-за частых стихийных бедствий.

Зато средняя стоимость современных китайских автобанов — 2,9 млн долларов за километр. В рублях по нынешнему курсу — меньше 170 млн. А российский 11-километровый участок дороги вокруг Екатеринбурга обошелся российскому бюджету в 400 млн рублей за километр. Хотя весной министр Максим Соколов утверждал: сегодня построить 1 километр однополосной дороги в России в среднем можно примерно за 40 млн рублей. Средняя стоимость километра однополосной федеральной трассы II категории (их в России больше всего) в 2016 году была равна 44 млн рублей. Помножим эту цену на шесть полос — получим 264 млн плюс переплата в 136 млн рублей на каждом километре.

Куда уходят дорожные деньги, можно лишь догадываться. В качестве примера вспоминается, как во время строительной эпопеи в предолимпийском Сочи контрольное Управление президента РФ обнаружило чудовищное увеличение цен на строительные материалы для возведения спортсооружений и строительства дорожной сети. Глава управления Константин Чуйченко доложил Дмитрию Медведеву (в то время президенту страны): «При проверке было установлено, что цена на такие строительные материалы, как песок, гравий, щебень, возросла в несколько раз: с 360 рублей до 810 рублей за тонну сыпучего материала...»

Развития та история не получила: дело было спущено на тормозах. А сегодня это уже стало нормой. Кстати, уже упомянутый новый участок федеральной трассы Р-23, на открытие которого пригласили президента, обошелся казне еще дороже — в 2,1 млрд рублей за километр. То есть в 10 раз выше цены, названной федеральным министром.

Неудивительно, что в нашей огромной стране общая протяженность дорог втрое меньше, чем в Китае, и в 5,5 раза меньше, чем в США. При таких затратах и растратах никаких денег не хватит на создание в стране хотя бы реденькой приличной автодорожной сети.

Сегодня то, что в России имеется, трудно назвать дорогами. Например, в Зауралье (совершенно типичный регион) общая протяженность автодорог общего пользования на начало 2017 года составила 16,5 тысячи километров. Из них, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской областям, лишь 57% имели твердое покрытие, остальные дороги — грунтовые.

Еще интереснее распределение дорог по их статусу и качеству. Автодороги регионального значения протянулись на 7,7 тысячи километров, из них 76,6% — с твердым покрытием. А более 8 тысяч километров автомобильных дорог относятся к дорогам местного значения. Из них лишь чуть более 2,7 тысячи километров дорог — с твердым покрытием, а 65% — грунтовка. Зато дороги федерального значения все без исключения соответствуют российским нормам. Но их протяженность — 729,8 километра (4,4% от общей).

Эти автострады никогда не попадут в Карту убитых дорог, составляемую Общероссийским народным фронтом. Но именно они забирают из дорожных фондов средства, предназначенные для строительства и ремонта местных «грунтовок». По многим из которых, как в тундре, можно проехать лишь после того, как ударили морозы, но до того, как выпал снег. Именно там происходит львиная доля ДТП, в которых гибнут и калечатся люди...

P.S. С 2017 года действуют поправки в Административный кодекс, которые ужесточают ответственность за плохие дороги. Штрафы в отношении чиновников увеличены многократно: раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, теперь придется заплатить 20-30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тысяч. Если окажется, что яма в дорожном полотне привела к серьезным последствиям, то размер штрафа для ответственного чиновника возрастает до 50-100 тысяч, а для организации, на чьем балансе оказался аварийный участок, — до 400-500 тысяч рублей. Причем сотрудники ГИБДД получили право на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо. При повторном нарушении в течение года чиновнику грозит дисквалификация на срок до трех лет.

Меры жесткие и справедливые. Но что-то не слышно про такие штрафы, наказания и увольнения. В России суровость законов компенсируется их невыполнением. Может, ОНФ имеет смысл взять под контроль исполнение этого закона?

Слово классикам

«Жулики притаились в траве у самой дороги и, внезапно потеряв обычную наглость, молча смотрели на проходящую колонну. Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Машины мягко скрипели, пробегая мимо поверженных антилоповцев. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями». (Ильф и Петров. «Двенадцать стульев»)

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 7769
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4663
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 4528
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 4198
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Президент США Дональд Трамп объявил, что началась экономическая революция

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Хозяин Белого дома пообещал соотечественникам историческую победу. Фото: Imago//CNP/MediaPunch, globallookpress.com

В начале апреля президент США подписал указ о введении «взаимных пошлин на импорт» из всех стран, где существуют тарифы на ввоз американских товаров. Трамп сообщил, что таким способом намерен вернуть триллионы...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...