Главная Экономика 00:01 17 Октября 2017 2962
Протяжно завывали клаксоны...

Федеральный «ямочный ремонт» не заменят сети качественных автобанов

Александр Киденис

В субботу президент Владимир Путин принял участие в церемонии открытия движения по новому участку федеральной автодороги Р-23, который в обход Гатчины соединил Санкт-Петербург с Белоруссией и странами Балтии. Дикторы сообщили: протяженность шестирядной автотрассы — 12,4 км, стоимость первого этапа работ — 14,386 млрд рублей, а вместе со вторым этапом составит 26,137 млрд. Получается по миллиарду с гаком за километр. Не многовато ли?

«У нас свыше 80% федеральных трасс уже в нормативном состоянии, но еще многое нужно сделать, — напомнил дорожникам Владимир Путин. — Страна колоссальная, огромная территория. В некоторых регионах России и дороги-то раньше никогда не было, мы сейчас только начинаем строить. Но то, что вы здесь делаете, — это такая конфетка, подарок региону, стране и людям прежде всего. Вы сами знаете: как только дорога появляется, жизнь сразу другая, экономика сразу другая...»

В тот же день министр транспорта РФ Максим Соколов открыл рабочее движение на новом 15-километровом четырехполосном участке федеральной автомобильной дороги А-121 «Сортавала» — от поселка Сосново до поселка Варшко в Ленинградской области. Министр заявил, что эта трасса «важна не только для местных жителей, но и для всех граждан страны, которые смогут полюбоваться красотами и Республики Карелия, и Ленинградской области» (на скорости 120 км/ч).

Принявший участие в торжестве помощник президента Игорь Левитин добавил, что «сделана дорога высочайшего уровня» (аплодисменты!), и заверил, что сегодня и бюджет, и возможности подрядных организаций позволяют в полной мере осуществлять строительство таких трасс. Люди ждут такие дороги! (Бурные аплодисменты!)

А поскольку праздник был приурочен ко Дню работника дорожного хозяйства, то собравшихся приехал поздравить и глава Росавтодора Роман Старовойт, заявивший: «Последнее десятилетие дорожного хозяйства нашей страны ознаменовано успешной реализацией мегапроектов. Появилась новая современная автомобильная инфраструктура города Сочи, построены сотни новых километров дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, развиваются Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, совершенствуются трассы Северного Кавказа и Урала, продолжается активными темпами строительство Крымского моста...»

И все выглядело бы совершенно замечательно, но накануне Общероссийский народный фронт вывесил на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» информацию о том, что количество российских автотрасс, по которым совершенно невозможно проехать, уже превысило 20 тысяч! Этот перечень составлен самими автомобилистами, уставшими требовать от местных властей привести ту или иную дорогу в мало-мальски проезжий вид. Сайт Народного фронта — их последняя надежда.

А если кому-то нужно официальное подтверждение плачевного состояния отрасли, то загляните в данные Росстата, опровергающие победные реляции об улучшении отечественного автодорожного хозяйства за последние 10 лет. Ибо если в 2007 году доля федеральных и межмуниципальных автодорог страны, отвечающих нормативным требованиям, составляла 44,3%, то в 2016 году — лишь 41,5%. С местными дорогами еще хуже: в 2007 году нормам соответствовали 64,5%, а в 2016-м эта доля упала до 53,5%.

То есть «доведенные до норматива» 80% федеральных автотрасс, о которых чиновники рапортуют президенту, — не более чем стародавнее очковтирательство. Которое к тому же очень дорого обходится стране. К примеру, месяц назад Максим Соколов на Урале открывал движение по 11-километровому участку кольцевой автомобильной дороги — от подъезда к поселку Медный до автодороги Екатеринбург — Полевской. Министр остался очень доволен. Хотя трехполосный 11-километровый автобан ценой 4,4 млрд рублей строился «с 2014 года практически круглосуточно», как доложили подрядчики. То есть со скоростью 1 погонный метр в сутки, или 33 сантиметра за смену.

Тем временем в соседнем Китае автодороги строятся со скоростью 750 м/ч! Первую скоростную дорогу Шанхай — Цзядин (18,5 км) там открыли в 1988 году, а к концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 млн км, включая 104,5 тысячи скоростных магистралей (которых в России фактически до сих пор нет).

Цены у этой скорости разные. Недавно в Поднебесной приступили к строительству скоростной автомагистрали Ибинь — Паньчжихуа длиной 450 км и проектной стоимостью 13,4 млрд долларов — по 30 млн за километр. Но проходить она будет по горной местности в юго-западной провинции Сычуань. И, по словам главного инженера стройки Чэнь Лэшэна, такие расходы обусловлены тем, что данная местность неблагоприятна для строительства такого масштабного объекта из-за частых стихийных бедствий.

Зато средняя стоимость современных китайских автобанов — 2,9 млн долларов за километр. В рублях по нынешнему курсу — меньше 170 млн. А российский 11-километровый участок дороги вокруг Екатеринбурга обошелся российскому бюджету в 400 млн рублей за километр. Хотя весной министр Максим Соколов утверждал: сегодня построить 1 километр однополосной дороги в России в среднем можно примерно за 40 млн рублей. Средняя стоимость километра однополосной федеральной трассы II категории (их в России больше всего) в 2016 году была равна 44 млн рублей. Помножим эту цену на шесть полос — получим 264 млн плюс переплата в 136 млн рублей на каждом километре.

Куда уходят дорожные деньги, можно лишь догадываться. В качестве примера вспоминается, как во время строительной эпопеи в предолимпийском Сочи контрольное Управление президента РФ обнаружило чудовищное увеличение цен на строительные материалы для возведения спортсооружений и строительства дорожной сети. Глава управления Константин Чуйченко доложил Дмитрию Медведеву (в то время президенту страны): «При проверке было установлено, что цена на такие строительные материалы, как песок, гравий, щебень, возросла в несколько раз: с 360 рублей до 810 рублей за тонну сыпучего материала...»

Развития та история не получила: дело было спущено на тормозах. А сегодня это уже стало нормой. Кстати, уже упомянутый новый участок федеральной трассы Р-23, на открытие которого пригласили президента, обошелся казне еще дороже — в 2,1 млрд рублей за километр. То есть в 10 раз выше цены, названной федеральным министром.

Неудивительно, что в нашей огромной стране общая протяженность дорог втрое меньше, чем в Китае, и в 5,5 раза меньше, чем в США. При таких затратах и растратах никаких денег не хватит на создание в стране хотя бы реденькой приличной автодорожной сети.

Сегодня то, что в России имеется, трудно назвать дорогами. Например, в Зауралье (совершенно типичный регион) общая протяженность автодорог общего пользования на начало 2017 года составила 16,5 тысячи километров. Из них, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской областям, лишь 57% имели твердое покрытие, остальные дороги — грунтовые.

Еще интереснее распределение дорог по их статусу и качеству. Автодороги регионального значения протянулись на 7,7 тысячи километров, из них 76,6% — с твердым покрытием. А более 8 тысяч километров автомобильных дорог относятся к дорогам местного значения. Из них лишь чуть более 2,7 тысячи километров дорог — с твердым покрытием, а 65% — грунтовка. Зато дороги федерального значения все без исключения соответствуют российским нормам. Но их протяженность — 729,8 километра (4,4% от общей).

Эти автострады никогда не попадут в Карту убитых дорог, составляемую Общероссийским народным фронтом. Но именно они забирают из дорожных фондов средства, предназначенные для строительства и ремонта местных «грунтовок». По многим из которых, как в тундре, можно проехать лишь после того, как ударили морозы, но до того, как выпал снег. Именно там происходит львиная доля ДТП, в которых гибнут и калечатся люди...

P.S. С 2017 года действуют поправки в Административный кодекс, которые ужесточают ответственность за плохие дороги. Штрафы в отношении чиновников увеличены многократно: раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, теперь придется заплатить 20-30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тысяч. Если окажется, что яма в дорожном полотне привела к серьезным последствиям, то размер штрафа для ответственного чиновника возрастает до 50-100 тысяч, а для организации, на чьем балансе оказался аварийный участок, — до 400-500 тысяч рублей. Причем сотрудники ГИБДД получили право на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо. При повторном нарушении в течение года чиновнику грозит дисквалификация на срок до трех лет.

Меры жесткие и справедливые. Но что-то не слышно про такие штрафы, наказания и увольнения. В России суровость законов компенсируется их невыполнением. Может, ОНФ имеет смысл взять под контроль исполнение этого закона?

Слово классикам

«Жулики притаились в траве у самой дороги и, внезапно потеряв обычную наглость, молча смотрели на проходящую колонну. Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Машины мягко скрипели, пробегая мимо поверженных антилоповцев. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями». (Ильф и Петров. «Двенадцать стульев»)

Экономика 00:01 / 25 Октября 2024 10775
Идут белые снеги

Наступающая зима станет очередным испытанием для коммунальных служб и граждан - в этом нет сомнений

Александр Киденис
Труд
Многие будущие виновники ЧП уже готовы к оправданиям: мол, нечем ремонтировать. Фото: Олег Спиридонов/Business Online, globallookpress.com

Научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд обещает нам аномальную зиму 2024-2025 годов с резкими перепадами температуры и рекордными осадками — самую снежную за 300 лет. Слушаешь такие прогнозы и заранее...

Бюджетные деньги были переведены учрежденной «Роснано» компании «Пластик Лоджик», не имевшей технологий и кадров для создания подобных устройств 

Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Бывшие руководители государственной корпорации «Роснано» похитили более 13 миллиардов рублей, выделенных из бюджета страны для производства устройств на основе так называемой гибкой электроники. Последние получили в народе...

Почему на фоне роста благосостояния гражданам все больше нравится секонд-хенд

Александр Киденис
Труд
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com

Продажи подержанных автомашин в России бьют рекорды: более 560 тысяч штук только за август. Ажиотажный спрос, до 30% и выше, зафиксирован на бывшую в употреблении технику и электронику, а также на компьютеры...

Странные вещи происходят на российском продовольственном рынке

Александр Киденис
Труд
В подорожании масла в «Союзмолоке» обвинили россиян, которые съели аномально много... мороженого. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Екатеринбурге случилось небывалое: гангстеры обокрали не ювелирный или винно-водочный магазин, а молочный: похитили... сливочное масло. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, что операция была не спонтанной, а продуманной....

«Друзья России - армия, флот и крепкие финансы», - заявил глава Минфина Антон Силуанов

Труд
Фото: Алексей Смышляев, globallookpress.com

Вячеслав Володин, председатель Государственной думы — Если анализировать заявления прежних лет: Вот отдадим [электроэнергетику] частникам — и они будут наращивать мощности. Что нарастили-то? В атомной энергетике...

Соответствующий указ с целью достижения установленных показателей национального проекта «Международная кооперация и экспорт» подписал Махмуд-Али Калиматов

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Еще одной задачей совета станет создание благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности. В его состав включены председатель регионального правительства Владимир Сластенин,  вице-премьеры, представители регминистерств, экономических...

Единственный производитель алюминиевой тары – компания «Урбан Крафт» – объявила о переходе с полулитровых банок на 0,45 

Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Пиво в банках объемом 0,5 литра больше не будет доступно в России, равно как и любые другие напитки. Об этом в четверг, 31 октября сообщает Telegram-канал Mash. По данным обозревателей, единственный в стране производитель алюминиевой упаковки...

Мероприятие пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

В Ингушетии состоится ярмарка «Дошо Гуйре». Она пройдет в рамках празднования Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Глава республики Махмуд-Али Калиматов отметил, что событие должно привлечь множество...

Экономика 00:02 / 11 Октября 2024 5223
Свечку не держали

Министер сельского хозяйства Оксана Лут призвала молиться богу о дожде

Алекс Зверев
Труд
Министер сельского хозяйства Оксана Лут. Фото: Sergey Elagin, globallookpress.com

Что творится у нас на продовольственном рынке, одному Богу известно. Или, возможно, покровителю урожая Илье-пророку. В начале октября Михаил Мишустин заявлял о рекордных урожаях. «Мы ждем еще результатов этого...

Президент России намерен предложить коллегам создать новую глобальную финансово-платежную систему

Фото: Михаил Метцель/пул Кремля, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин представит на саммите БРИКС в Казани план по разрушению долларовой системы. Об этом сообщило издание The Economist. Как сказано в статье, Путин намерен предложить лидерам стран – членов объединения создать...

Власти региона активно работают над повышением доходной базы бюджета, и в 2024 году это принесло свои плоды 

Фото предоставлено пресс-службой главы и правительства Республики Ингушетия

Руководство Ингушетии прилагает все усилия, чтобы достичь стабильного социально-экономического развития региона, и сумело добиться сокращения просроченной задолженности перед федеральным центром. Глава региона Махмуд-Али Калиматов подчеркнул,...

Экономика 00:09 / 15 Ноября 2024 4900
Игра в бутылочку

Государственная дума и Совет Федерации ударили по злостным виновникам падения рождаемости с двух сторон

Марина Крючкова, Максим Башкеев
Труд
За первое полугодие в России родились 599,6 тысячи детей — абсолютный минимум за нашу новейшую историю. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На минувшей неделе, кто не заметил, у нас отличились сразу обе палаты парламента. Госдума мигом, во втором и третьем чтениях, приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри. А Совет Федерации, зайдя на цель...

В ходе своего выступления на форуме глава РФ отметил, что доллар сегодня используется как оружие, что является «большой ошибкой тех, кто это делает» 

Фото: http://kremlin.ru

Президент России Владимир Путин на саммите БРИКС в Казани после завершения заседания организации в расширенном составе ознакомился с символической «купюрой БРИКС». Об этом в среду, 23 октября сообщает «РИА Новости». Журналисты...

С января его аэропорт начнет принимать гражданские самолеты третьего класса, то есть вместимостью от 20 до 50 пассажиров

Анатолий Журин
Труд
Когда-то пилоты назвали аэропорт в этом городе Шереметьево-3. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

В прошлом номере в статье «Полеты во сне. А наяву?» мы рассказывали о проблемах малой авиации в стране: отрасль в кризисе, местные аэродромы закрываются, а замену трудяге-кукурузнику пока...

Последние три года республика стабильно демонстрирует положительную динамику с точки зрения индекса промышленного производства. Махмуд-Али Калиматов пояснил, как этого удалось добиться 

Фото предоставлено пресс-службой главы и праительства Республики Ингушетия

По данным Росстата, Ингушетия входит в число регионов, которым удается сохранять темп по росту промышленности выше 10%. И по итогам первых десяти месяцев текущего года этот показатель в республике составил 113% по отношению к аналогичному периоду...

В России предложили строить авиадеревни. А пока аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли

Анатолий Журин
Труд
Фото: Jens Kalaene/dpa, globallookpress.com

В бескрайней России только малая авиация способна обеспечить транспортную доступность для жителей провинции. Вопрос в том, как это сделать, если отрасль в кризисе, аэродромы закрываются, а замену кукурузнику пока так и не нашли....





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?