Федеральный «ямочный ремонт» не заменят сети качественных автобанов
В субботу президент Владимир Путин принял участие в церемонии открытия движения по новому участку федеральной автодороги Р-23, который в обход Гатчины соединил Санкт-Петербург с Белоруссией и странами Балтии. Дикторы сообщили: протяженность шестирядной автотрассы — 12,4 км, стоимость первого этапа работ — 14,386 млрд рублей, а вместе со вторым этапом составит 26,137 млрд. Получается по миллиарду с гаком за километр. Не многовато ли?
«У нас свыше 80% федеральных трасс уже в нормативном состоянии, но еще многое нужно сделать, — напомнил дорожникам Владимир Путин. — Страна колоссальная, огромная территория. В некоторых регионах России и дороги-то раньше никогда не было, мы сейчас только начинаем строить. Но то, что вы здесь делаете, — это такая конфетка, подарок региону, стране и людям прежде всего. Вы сами знаете: как только дорога появляется, жизнь сразу другая, экономика сразу другая...»
В тот же день министр транспорта РФ Максим Соколов открыл рабочее движение на новом 15-километровом четырехполосном участке федеральной автомобильной дороги А-121 «Сортавала» — от поселка Сосново до поселка Варшко в Ленинградской области. Министр заявил, что эта трасса «важна не только для местных жителей, но и для всех граждан страны, которые смогут полюбоваться красотами и Республики Карелия, и Ленинградской области» (на скорости 120 км/ч).
Принявший участие в торжестве помощник президента Игорь Левитин добавил, что «сделана дорога высочайшего уровня» (аплодисменты!), и заверил, что сегодня и бюджет, и возможности подрядных организаций позволяют в полной мере осуществлять строительство таких трасс. Люди ждут такие дороги! (Бурные аплодисменты!)
А поскольку праздник был приурочен ко Дню работника дорожного хозяйства, то собравшихся приехал поздравить и глава Росавтодора Роман Старовойт, заявивший: «Последнее десятилетие дорожного хозяйства нашей страны ознаменовано успешной реализацией мегапроектов. Появилась новая современная автомобильная инфраструктура города Сочи, построены сотни новых километров дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, развиваются Московский и Санкт-Петербургский транспортные узлы, совершенствуются трассы Северного Кавказа и Урала, продолжается активными темпами строительство Крымского моста...»
И все выглядело бы совершенно замечательно, но накануне Общероссийский народный фронт вывесил на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» информацию о том, что количество российских автотрасс, по которым совершенно невозможно проехать, уже превысило 20 тысяч! Этот перечень составлен самими автомобилистами, уставшими требовать от местных властей привести ту или иную дорогу в мало-мальски проезжий вид. Сайт Народного фронта — их последняя надежда.
А если кому-то нужно официальное подтверждение плачевного состояния отрасли, то загляните в данные Росстата, опровергающие победные реляции об улучшении отечественного автодорожного хозяйства за последние 10 лет. Ибо если в 2007 году доля федеральных и межмуниципальных автодорог страны, отвечающих нормативным требованиям, составляла 44,3%, то в 2016 году — лишь 41,5%. С местными дорогами еще хуже: в 2007 году нормам соответствовали 64,5%, а в 2016-м эта доля упала до 53,5%.
То есть «доведенные до норматива» 80% федеральных автотрасс, о которых чиновники рапортуют президенту, — не более чем стародавнее очковтирательство. Которое к тому же очень дорого обходится стране. К примеру, месяц назад Максим Соколов на Урале открывал движение по 11-километровому участку кольцевой автомобильной дороги — от подъезда к поселку Медный до автодороги Екатеринбург — Полевской. Министр остался очень доволен. Хотя трехполосный 11-километровый автобан ценой 4,4 млрд рублей строился «с 2014 года практически круглосуточно», как доложили подрядчики. То есть со скоростью 1 погонный метр в сутки, или 33 сантиметра за смену.
Тем временем в соседнем Китае автодороги строятся со скоростью 750 м/ч! Первую скоростную дорогу Шанхай — Цзядин (18,5 км) там открыли в 1988 году, а к концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 млн км, включая 104,5 тысячи скоростных магистралей (которых в России фактически до сих пор нет).
Цены у этой скорости разные. Недавно в Поднебесной приступили к строительству скоростной автомагистрали Ибинь — Паньчжихуа длиной 450 км и проектной стоимостью 13,4 млрд долларов — по 30 млн за километр. Но проходить она будет по горной местности в юго-западной провинции Сычуань. И, по словам главного инженера стройки Чэнь Лэшэна, такие расходы обусловлены тем, что данная местность неблагоприятна для строительства такого масштабного объекта из-за частых стихийных бедствий.
Зато средняя стоимость современных китайских автобанов — 2,9 млн долларов за километр. В рублях по нынешнему курсу — меньше 170 млн. А российский 11-километровый участок дороги вокруг Екатеринбурга обошелся российскому бюджету в 400 млн рублей за километр. Хотя весной министр Максим Соколов утверждал: сегодня построить 1 километр однополосной дороги в России в среднем можно примерно за 40 млн рублей. Средняя стоимость километра однополосной федеральной трассы II категории (их в России больше всего) в 2016 году была равна 44 млн рублей. Помножим эту цену на шесть полос — получим 264 млн плюс переплата в 136 млн рублей на каждом километре.
Куда уходят дорожные деньги, можно лишь догадываться. В качестве примера вспоминается, как во время строительной эпопеи в предолимпийском Сочи контрольное Управление президента РФ обнаружило чудовищное увеличение цен на строительные материалы для возведения спортсооружений и строительства дорожной сети. Глава управления Константин Чуйченко доложил Дмитрию Медведеву (в то время президенту страны): «При проверке было установлено, что цена на такие строительные материалы, как песок, гравий, щебень, возросла в несколько раз: с 360 рублей до 810 рублей за тонну сыпучего материала...»
Развития та история не получила: дело было спущено на тормозах. А сегодня это уже стало нормой. Кстати, уже упомянутый новый участок федеральной трассы Р-23, на открытие которого пригласили президента, обошелся казне еще дороже — в 2,1 млрд рублей за километр. То есть в 10 раз выше цены, названной федеральным министром.
Неудивительно, что в нашей огромной стране общая протяженность дорог втрое меньше, чем в Китае, и в 5,5 раза меньше, чем в США. При таких затратах и растратах никаких денег не хватит на создание в стране хотя бы реденькой приличной автодорожной сети.
Сегодня то, что в России имеется, трудно назвать дорогами. Например, в Зауралье (совершенно типичный регион) общая протяженность автодорог общего пользования на начало 2017 года составила 16,5 тысячи километров. Из них, по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской областям, лишь 57% имели твердое покрытие, остальные дороги — грунтовые.
Еще интереснее распределение дорог по их статусу и качеству. Автодороги регионального значения протянулись на 7,7 тысячи километров, из них 76,6% — с твердым покрытием. А более 8 тысяч километров автомобильных дорог относятся к дорогам местного значения. Из них лишь чуть более 2,7 тысячи километров дорог — с твердым покрытием, а 65% — грунтовка. Зато дороги федерального значения все без исключения соответствуют российским нормам. Но их протяженность — 729,8 километра (4,4% от общей).
Эти автострады никогда не попадут в Карту убитых дорог, составляемую Общероссийским народным фронтом. Но именно они забирают из дорожных фондов средства, предназначенные для строительства и ремонта местных «грунтовок». По многим из которых, как в тундре, можно проехать лишь после того, как ударили морозы, но до того, как выпал снег. Именно там происходит львиная доля ДТП, в которых гибнут и калечатся люди...
P.S. С 2017 года действуют поправки в Административный кодекс, которые ужесточают ответственность за плохие дороги. Штрафы в отношении чиновников увеличены многократно: раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, теперь придется заплатить 20-30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тысяч. Если окажется, что яма в дорожном полотне привела к серьезным последствиям, то размер штрафа для ответственного чиновника возрастает до 50-100 тысяч, а для организации, на чьем балансе оказался аварийный участок, — до 400-500 тысяч рублей. Причем сотрудники ГИБДД получили право на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо. При повторном нарушении в течение года чиновнику грозит дисквалификация на срок до трех лет.
Меры жесткие и справедливые. Но что-то не слышно про такие штрафы, наказания и увольнения. В России суровость законов компенсируется их невыполнением. Может, ОНФ имеет смысл взять под контроль исполнение этого закона?
Слово классикам
«Жулики притаились в траве у самой дороги и, внезапно потеряв обычную наглость, молча смотрели на проходящую колонну. Полотнища ослепительного света полоскались на дороге. Машины мягко скрипели, пробегая мимо поверженных антилоповцев. Прах летел из-под колес. Протяжно завывали клаксоны. Ветер метался во все стороны. В минуту все исчезло, и только долго колебался и прыгал в темноте рубиновый фонарик последней машины. Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями». (Ильф и Петров. «Двенадцать стульев»)