В субботу, 18 сентября, в Государственном Кремлевском дворце будет дан гала-концерт в честь певицы, которую на всех континентах признают оперной примадонной номер один. К гордости россиян, это наша соотечественница Анна Нетребко, которая, как и полагается самым одержимым артистам, даже день своего рождения (притом юбилейный!) отметит на сцене в кругу друзей и коллег, заодно сделав щедрый подарок своим поклонникам. Среди тех, кто поздравит великолепную Анну, будут Пласидо Доминго, Чечилия Бартоли, Роландо Виллазон, Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Юсиф Эйвазов, а также Игорь Крутой и Филипп Киркоров.
Когда речь заходит о современниках, обычно трудно в полной мере осознать масштаб их личности. Но в случае с Анной Нетребко ужа очевидно, что она — одна из самых значимых певиц за все четыре столетия существования оперного жанра и основная фигура этого искусства в первой четверти XXI века. По праву таланта Анна стала настоящей наследницей Марии Каллас, Джоан Сазерленд, Монсеррат Кабалье — тех певиц, что не только обладали уникальными голосами и фантастически пели, но буквально стали мифом своего времени.
А началось все со счастливого, напоенного солнцем краснодарского детства и победы в конкурсе... красоты. Хотя девушке пришлось взрослеть гораздо стремительнее большинства сверстников — и из-за фантастической, потребовавшей громадной сосредоточенности карьеры, и из-за раннего ухода из жизни мамы, Ларисы Ивановны. Но — удивительная, печальная рифма через десятилетия — окончательно и навсегда Анна перестала быть ребенком буквально накануне своего нынешнего юбилея. В начале прошлой недели ушел из жизни ее отец Юрий Николаевич (на фото с Аней). Вот так судьба сплетает воедино трагические и прекрасные события жизни...
Формально путь к всемирному успеху начался с учебы в Санкт-Петербургской консерватории (диплом об окончании которой Анна получит, уже будучи признанной мировой звездой) и службы в Мариинском театре, куда Анна поступила вовсе не солисткой, а уборщицей: юная студентка, подобно Золушке, должна была успеть за первое действие спектакля помыть пол в Главном фойе театра. Тогда, наверное, даже сама Анна с ее феноменальной целеустремленностью не вполне представляла себе, что всего через несколько лет Мариинский, а следом все лучшие театры мира будут аплодировать ей стоя, а билеты на ее выступления будут продаваться по эксклюзивным, порой шокирующим тарифам.
Ее первой серьезной работой в Мариинке стала Людмила в опере Глинки «Руслан и Людмила», а выступлением, что вывело певицу на серьезную международную орбиту, — дебют на Зальцбургском фестивале в партии Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» Моцарта. Но еще предстоял огромный путь от легкого, иногда почти субреточного репертуара к большим драматическим образам — привилегии тех суперзвезд, которых итальянцы называют «примадонна ассолюта».
Произошло исключительное для певцов совпадение, когда восхитительный инструмент — голос достается изумительному музыканту, труженику, а иногда и экспериментатору, виртуозно балансирующему на грани возможного. При этом Анна говорит: «Я стараюсь быть осторожной в выборе репертуара и контрактов. Но по большому счету полагаюсь только на свою интуицию». И когда ее упрекают за сотрудничество с Игорем Крутым или Филиппом Киркоровым, объясняет: «Я не ханжа. Прекрасно отношусь не только к классике, но и к поп-музыке. У меня очень много друзей и среди поп-звезд. И когда Игорь Крутой предложил мне совместный проект, песни мне понравились, и я с интересом согласилась».
На оперной сцене Анна сегодня — Аида, Тоска, Елизавета, Турандот и леди Макбет. В голосе Нетребко — сотни красок и чувств. Она может звучать как маленькая девочка и как разъяренная львица, как прорицательница и как соблазнительная сирена, порой преображаясь не то что на сто — на двести процентов! Как, например, забыть транслировавшегося на весь мир вердиевского «Макбета» с ее участием в «Метрополитен-опера», где в антракте, в летучем интервью она жизнерадостная хохотушка, а через несколько секунд на сцене — рвущаяся к власти мрачная фанатичка. Трудно припомнить другого оперного артиста с таким даром перевоплощения. Сама же Анна признает: «Опера — сексуальное искусство, и своих героинь я всегда стремлюсь наделить эротически-любовным настроением».
Восхищая, а иногда даже пугая совершенством того, что делает (ну как может человек из плоти и крови совершать такое?!), в отличие от своих великих предшественниц, в реальной жизни Анна совершенно вне стереотипа недосягаемой примадонны. Рассказывает подписчикам в социальных сетях не только о работе, но и о своей повседневной жизни. Делится успехами уже подросшего сына Тьяго, не скрывает личного счастья, найденного в союзе с тенором Юсифом Эйвазовым, показывает эпизоды путешествий и раскрывает понравившиеся кулинарные рецепты. В одном из наших интервью Анна сказала: «Мне не нравится что-то из себя строить, изображать то, чем я не являюсь. Хочу в жизни быть самой собой. И в принципе научилась правильно балансировать, сохраняя и открытость, и неприкосновенность своего личного пространства».
Но когда разговор касается идеального подарка для певицы ко дню рождения, Анна с толикой юмора замечает: «Ненавижу перелеты и аэропорты, а при моей кочевой жизни это неизбежность. Так что чем больше найдется друзей с частными самолетами, которые будут за мной прилетать, тем радостнее станет моя жизнь. Чемоданы, границы, самолеты и поезда — это кошмар!»
Именно преодолевая границы и пандемические ограничения, завтра и на сцене, и в зале соберутся те, кто захочет поздравить Анну с красивой датой, которую она встречает в самом расцвете творческих сил и таланта. И если в Кремле, в день юбилея, Анна с друзьями предстанет во всех стилях и жанрах, то 1 октября, в Международный день музыки, будет большой академический концерт в Мариинском театре, а в середине октября Анна предстанет Тоской в Большом театре под дирижерским управлением Пласидо Доминго.