Завершив показ сериала «А у нас во дворе...», Первый канал запустил повтор «Мажора». И сразу стало понятно, что вот и пришло оно — телевизионное лето. Стало быть, пора на время забыть о громких премьерах, распрощаться на три месяца с любимыми/осточертевшими ведущими ток-шоу и аналитических программ и вплотную задуматься о дачах и пляжах. Уловив сигнал, смилостивилась и природа, наконец-то осчастливив долгожданным теплом. И вдруг тот же «Первый» анонсировал хит такой мощи, что ради него даже рискнул поломать традиционную программную сетку. Речь идет о фильме Оливера Стоуна «Путин».
Все уже давно привыкли, что после программы «Время» обязательно показывают сериал. Этот священный для канала поздний вечерний прайм-тайм ломается только для трансляций крупнейших спортивных соревнований вроде чемпионата мира по футболу или домашней Олимпиады. И вдруг — раз! — и «Мажор-2» отправляется на 22.40, уступив место американскому проекту. Нет сомнения, что он соберет гигантскую аудиторию. Скорее всего, даже более значительную, чем вчерашняя «Прямая линия». Хотя бы потому, что телевизионные разговоры лидера нации с журналистами и с народом довольно предсказуемы. Например, раньше всегда было заранее известно, что президент не будет откровенничать по поводу своей частной жизни. А именитому режиссеру он рассказал про дочек с зятьями и показал свои личные комнаты в Кремле и персональный самолет. Интересно же, да?!
В анонсах фильма подчеркивается, что Оливеру Стоуну была предоставлена беспрецедентная возможность многочасового и абсолютно открытого общения с главой РФ. По утверждению самого режиссера, он мог задавать любые вопросы. Что ж, повезло мужику. Но получается как-то немного обидно: почему американцу можно, а какому-нибудь родному интервьюеру нет? Почему о рождении у нашего президента внуков мы узнаем не из радостных сообщений российских СМИ, а из произведения заокеанского киношника? Может, потому, что он такой знаменитый? Ну так и что?! Скажем, «Оскар» есть и у Михалкова. Думается, Никита Сергеевич тоже не отказался бы снять такой фильм. Но не суть.
В любом случае интересно выслушать диалог, который ведется на равных, без изначальной установки на субординацию. Стоуну-то что любопытно было, то он и спрашивал. И вопросы свои формулировал нестандартно. Ведь если б на его месте был кто-то из соотечественников, то, даже решившись поднять тему положения геев в России, он вряд ли попросил бы первое лицо государства вообразить себе ситуацию, при которой тот оказался бы с представителем меньшинства в бане на подводной лодке! И тут приходится констатировать, что правила и ограничения в телевизионной политике далеко не всегда исходят от государства. Редко в ком из нас не сидит внутренний цензор. Так что, говоря Стоуну о том, что у нас сотни телеканалов и они независимы от властей, Владимир Владимирович не лукавил. Или, скажем так, не совсем лукавил. Потому что эти сотни в значительной степени зависимы еще и от мироощущения самих телевизионщиков.
Другая премьера стартовавшего межсезонья — ток-шоу «Агора» на канале «Культура» — наглядно показала еще одну особенность влияния на нас телевидения. Агора — так назывались площади в городах Древней Греции, где не только шла бойкая торговля, но и обсуждались важнейшие вопросы общественной и духовной жизни. Этой — второй — целью и задался ведущий проекта, опытнейший Михаил Швыдкой. В первых выпусках в студии говорили о скандалах, связанных с фильмом Алексея Учителя «Матильда» и «Гоголь-центром» Кирилла Серебренникова, обсуждали парадоксы эпохи оттепели и стычки, происходящие вокруг церковной собственности. Темы горячие и спорщики, представляющие разные взгляды на проблемы, яркие — от Андрея Смирнова до Александра Проханова, от Владимира Урина до Николая Бурляева. Вещи говорятся умные, доводы приводят аргументированные. Это вам не бешеное тявканье и массовая истерика на главных каналах, где обсуждают Украину с Америкой.
Но вот беда: для зрителей, приученных к агрессивной полемике, разговоры на «Агоре» могут показаться скучными. Один человек произнес интеллектуальную речь, высказав свою точку зрения, потом другой представил противоположную позицию. Третий, четвертый... Но динамики-то нет! Никто никого не перебивает, не разражается на речь оппонента саркастическим смехом. А под конец выступит мудрый Михаил Ефимович, который, как тот ребе из анекдота, всех успокоит: «И ты прав, сын мой!» Так где же истина-то? Вот ведь что сделали с нами программы «Время покажет» и «Право голоса»: нормальная дискуссия как раз ненормальной и кажется.
А вообще лето — очень хорошее время для изучения вкусов «телевизионных деятелей искусств». Они в период массовых отпусков ставят в эфир премьеры сериалов, которые считают совсем уж отстойными. Показывать их на пике сезона было глупо: конкурентам по рейтингам вчистую проиграешь. А в межсезонье, при полном отсутствии новинок, пипл и это с удовольствием схавает. То есть мы имеем возможность определить, какие сериалы руководство каналов считает второсортными. Глядишь, и «Обратную сторону Луны — 2» до конца покажут. Если кто не помнит, «Первый» прервал этот сериал на середине, объяснив свое решение низкими цифрами измерения аудитории.