Нынешней весной в Орле стартовал медиапроект под названием «Вор должен сидеть в тюрьме!» — совместное детище газеты «Орловская среда» и московского Агентства федеральных расследований FLB.ru. За полтора месяца проект набрал обороты, вызвав самую живую реакцию. Подавляющее большинство читателей, знакомых с реалиями Орловщины, одобряют эту инициативу. Зато отдельные чиновники, как бывшие, так и действующие, предпочитают увидеть в этом «оскорбление власти». Они никак не заинтересованы в том, чтобы орловчанам стали известны скрытые до поры до времени от посторонних глаз некоторые аспекты их сомнительной деятельности.
В чем суть медиапроекта? Орловские журналисты, пользуясь информационной поддержкой FLB.ru, получили возможность оперативно анализировать ход десятка самых резонансных уголовных дел коррупционной направленности, связанных с хищением бюджетных средств. Дела эти, что называется, «зависли»: либо расследуются от года до семи лет, либо рассматриваются в суде по многу месяцев. Восемь из десяти таких дел связаны с периодом нахождения у власти досрочно отправленного в отставку губернатора Вадима Потомского, два — со временем «правления» Александра Козлова.
Многие в регионе связывают газету «Орловская среда» и этот медиапроект с депутатом Орловского областного Совета народных депутатов Виталием Рыбаковым. К нему мы и обратились за комментариями по поводу борьбы с коррупцией в регионе.
А крайние почему-то — землекопы...
— Виталий Анатольевич, действительно ли вы являетесь инициатором проекта «Вор должен сидеть в тюрьме!» и участвуете в его осуществлении?
— С инициативой регулярно освещать проблему «зависших» уголовных дел в регионе выступили журналисты из орловских и федеральных СМИ. Проблема весьма актуальная: только за время чуть более чем трехлетнего нахождения в губернаторском кресле Вадима Потомского было похищено несколько миллиардов рублей. Полиция еще пару лет назад называла цифру хищений только на объектах, которые строились либо реконструировались к 450-летию Орла: более миллиарда рублей! То есть хищения есть, а виновных и наказанных — нет. Их так и не могут привлечь к уголовной ответственности. Разве это нормально? Что касается моего участия в осуществлении проекта, то напомню про такое обстоятельство: я являюсь сотрудником газеты «Орловская среда».
— Интересный поворот. Вы один из самых известных политиков области, входите в десятку влиятельных людей региона, по опросу экспертов, ежегодно проводимому «Орловскими новостями», — и сотрудник местной газеты?
— Да, представьте, я являюсь внештатным фотокорреспондентом издания. На этом мое прямое участие в его деятельности заканчивается. Но и как депутат и как просто неравнодушный человек, душой болеющий за родную область, я поддерживаю проект «Вор должен сидеть в тюрьме!». И в этом я солидарен с многими тысячами жителей Орловской области.
— Тогда объясните, когда и почему случился массовый наплыв в руководящие кабинеты граждан, которым теперь прочат место в тюрьме?
— Можно много рассуждать на вечную тему, кто виноват. Но для меня в таких ситуациях ответственность первого лица региона очевидна. Отвечая недавно на вопрос Oreltimes о губернаторах Козлове и Потомском, об их вкладе в решение проблем региона, бывший глава Совета Федерации, много лет руководивший областью, Егор Семенович Строев ответил так: «Кроме несчастья, они ничего не принесли... Я считаю, просто учинили разбой над Орловской областью». Коротко и емко! Разбой, грабеж, хищение — такими словами характеризуют действия этих «варягов». Егор Семенович прямо говорит: «Нам какую-то кукушку из-за угла выносят, ставят и говорят: «Молитесь на него». За 10 лет ноль в графе «бюджетные долги» превратился в 18 млрд рублей. А сколько было украдено!
— Жителей Орловщины часто обвиняют в долготерпении. Мол, в народе укоренились такие представления о начальстве: взятки берут все, и ничего с этим не поделать...
— Вот участники медиапроекта и стараются объяснить нашим согражданам, что если чиновники воруют, то не у какого-то абстрактного государства, а у них самих. У каждого! Украденные командами Козлова и Потомского миллиарды — это и разбитые дороги, и уничтоженная улица Ленина в областном центре, и обманутые дольщики, и непостроенные больницы и школы... Залезают в карман к каждому — и пока делают это практически безнаказанно.
— Но уголовные дела в отношении некоторых чиновников расследуются, не так ли?
— Как правило, в качестве виновников выступают «стрелочники». Как только дело доходит хотя бы до начальника областного департамента, не говоря уже о заместителях председателя правительства, резко нажимается тормоз, и перед следствием ставится шлагбаум: дальше — запретная зона.
Вспомним два дела о кладбищенской мафии, которые анализировались в проекте «Вор должен сидеть в тюрьме!». Кого привлекли к ответственности? Двух землекопов, двух специалистов коммунхоза, а также двух посланцев Питера — начальника отдела и начальницу городского управления, попавшихся на взятках с поличным. Но кто поверит, что губернатор Потомский через своего приятеля Олега Муханова, имевшего бизнес с его родственниками, приглашал этих начальников для того, чтобы они брали взятки для себя лично? Что это за благодеяние? Да и на допросах была в красках обрисована схема сбора и передачи наверх взяток. И фамилии «интересантов» были названы: зампред правительства Сергей Филатов и губернатор Вадим Потомский. Но тут — тот самый шлагбаум...
Долго запрягают. И никуда не едут
— Вы ведь ставили вопрос перед следователями и надзорной инстанцией о затянувшемся расследовании самых резонансных дел? Тех самых, о которых говорят ваши избиратели...
— Ставил, и не раз. Посылал депутатские запросы. После того как проект «Вор должен сидеть в тюрьме!» заработал, мне чаще стали отвечать, что называется, по существу. Недавно получил обстоятельный ответ из Следственного департамента МВД России о расследовании Следственным управлением УМВД РФ по Орловской области нашумевших уголовных дел по «Орловской ниве», злоупотреблениях и растрате в АИЖК и генеральных директоров АО «Орелгортеплоэнерго» и ООО «321 ВСУ».
— И о чем там идет речь?
— Думаю, во всех подробностях ход этих дел будет освещен в следующих выпусках проекта «Вор должен сидеть в тюрьме!». А пока скажу следующее: из МВД России мне сообщили, что по делу «Орловской нивы» (во времена пребывания у власти на Орловщине Александра Козлова и, как мне представляется, по его инициативе этот крупнейший сельхоз-актив, оценивавшийся в сумму от 425 млн до 4,5 млрд рублей, был продан в частные руки за 14,3 млн) привлечены в качестве обвиняемых Сергей Будагов (приобретатель) и Юрий Коростелкин, бывший заместитель губернатора Козлова. Им официально инкриминируется преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), за что грозит срок до 10 лет лишения свободы.
— И что, Виталий Анатольевич, справедливость восторжествует? Виновные будут наказаны?
— Я не судья и, слава богу, не прокурор, так что выскажу свое личное мнение. Во-первых, когда это дело было передано в СУ УМВД по Орловской области из СУ СКР, из него выпал «спецсубъект» губернатор Александр Козлов, который теперь является свидетелем. Свидетелем чего? Как в регионе, за который он отвечал, из государственной собственности вывели крупнейший актив? Он должен отвечать за это! Кроме того, в деле фигурируют его заместители: Коновалов, Серов, другие лица, которые почему-то статус обвиняемых не получают. Зато на тяжелобольного Юрия Коростелкина были переведены все стрелки. Повторяю, я высказываю свое мнение: ряд высокопоставленных чиновников просто вывели из-под уголовного преследования, когда прокурор Орловской области Иван Полуэктов принудительно изъял дело из СУ СКР (после 10 месяцев расследования оно, если верить словам тогдашнего руководителя СУ СКР Сергея Сазина, было почти готово для предъявления обвинения, ждали только результатов экспертиз) и передал его в СУ УМВД. В декабре 2015 года было объявлено, что в течение трех недель дело попадет в суд. С тех пор прошло три с половиной года...
— А как с «делом АИЖК» или, как его еще называют, «делом Кочергина»?
— Процитирую ответ из МВД: «Уголовное дело №?30711 по обвинению генерального директора АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Орловской области» Кочергина С.А. в злоупотреблении должностными полномочиями и растрате имущества общества возвращено прокурором для производства дополнительного следствия». Насколько мне известно, возвращено не первый раз.
Кроме того, по какой-то причине в деле в качестве подозреваемых (обвиняемых) не фигурируют те представители высших органов исполнительной власти, которые входили в состав совета директоров АИЖК, в частности его председатель Андрей Синягов. Но ведь сделки с отчуждением имущества осуществлялись именно с одобрения совета директоров и с ведома главного финансиста области, заместителя председателя регионального правительства Вадима Тарасова, который обязан контролировать движение финансовых потоков, в том числе и в областных акционерных обществах.
— Третье дело, о котором говорится в ответе из МВД РФ, дело «Орелгортеплоэнерго», также «висит»?
— Именно. Следственный департамент МВД России сообщает мне, что, оказывается, уголовное дело №?11710540030022410, возбужденное в отношении гендиректора «Орелгортеплоэнерго» Дорофеева и гендиректора ООО «321 ВСУ» Саркисова, еще 10 сентября 2018 года было передано прокуратурой Орловской области для дальнейшего расследования в СУ СКР по Орловской области. Но СУ СКР в ответ на мой запрос сообщает, что дело находится у следователей УМВД.
— И где оно? Оно не расследуется?
— Опять цитирую ответ из МВД: «В настоящее время уголовное дело находится в прокуратуре Орловской области для определения его дальнейшей подследственности». Восемь месяцев прокурор определяет, кто должен расследовать одно из самых резонансных дел!
— То есть и тут дело за прокуратурой?
— Заметьте, не я это сказал! Это официальная информация из Следственного департамента МВД России...
Спросите, при чем тут преступный клан Арашукова?
— А какова реакция орловской прокуратуры и лично областного прокурора на то, что в «Орловской среде» в рамках совместного с FLB.ru проекта «Вор должен сидеть в тюрьме!» стал еженедельно освещаться ход самых резонансных уголовных дел?
— На следующий день после первого выпуска прокурор Орловской области Иван Васильевич Полуэктов собрал координационное совещание руководителей силовых структур для обсуждения вопросов нарушения сроков следствия и соблюдения разумных сроков судопроизводства. На этом положительная реакция, похоже, исчерпана.
— Еще что-то произошло?
— Скажу честно: даже я не ожидал, что прямо в зале, где проходило заседание Орловского областного Совета народных депутатов, ко мне, депутату, подойдет прокурор области и начнет в недопустимой как для руководителя, так и просто для культурного и образованного человека форме указывать мне, в какие инстанции писать запросы, а в какие — нет. И высказывать такие суждения и намерения, которые можно расценить как прямую угрозу.
— Ну мало ли что бывает. Иван Васильевич, как и его тезка-царь, которому в Орле поставили памятник, — человек эмоциональный...
— Вы знаете, разговор разговором, но сегодня, после того как стали всплывать подробности деятельности Полуэктова во время его работы прокурором вотчины клана Арашуковых — Ставропольского края, эмоции его мне, пожалуй, понятны.
25 апреля на НТВ вышла передача «ЧП. Расследование». В ней говорилось о том, что «преступный клан «Рауль и сыновья» назначал, ставил, перемещал «своих прокуроров ручных». «Если уж дошло до того, что прокуроров краев назначали по команде клана, — сказал в эфире журналист Олег Лурье и сделал вывод: — Естественно, там все было пропитано коррупционной составляющей, от и до»... Так вот, Иван Полуэктов занимал должность прокурора Ставропольского края в 2007-2011 годах — в период бурного расцвета там деятельности организованного преступного сообщества, возглавляемого Раулем Арашуковым. Еще раз процитирую программу «Преступный клан»: «По фактам хищения газа несколько раз проводились проверки и даже возбуждались уголовные дела, которые точно так же испарялись, как и сам объект розыска. По словам следователей, клан Арашуковых прикрывал так называемый правоохранительный блок — коррумпированных начальников в погонах, которые являются неотъемлемой частью организованного преступного сообщества».
Носивший погоны с двумя большими звездами прокурор Ставропольского края Иван Полуэктов относится к тому самому «правоохранительному блоку»? Он — его неотъемлемая часть? Мое личное мнение — да! А сегодня этот человек руководит главной надзорной инстанцией в Орле и фактически намекает прессе, о чем нельзя писать, а депутатам указывает, куда делать запросы, а куда — нет. Вопрос: имеет ли он на это право — и профессиональное, и моральное?
— Вам были обещаны проблемы. А газете?
— Я верю в справедливость и в то, что законность — не монополия прокуратуры. Но я понимаю ее мотивацию и стремление любым образом усиливать давление, в том числе и на прессу, чтобы сохранить «честь мундира». 16 апреля мне стало известно о том, что прокуратура Орловской области обратилась в президиум Орловского областного суда с просьбой возобновить в отношении меня уголовное дело, по которому я был оправдан за отсутствием в моих действиях составов преступлений. Все апелляции прокуратуры были оставлены без удовлетворения, я получил право на реабилитацию. Как вы думаете, это обращение появилось случайно?
А за неделю до этого в редакцию «Орловской среды» пришел сотрудник СУ СКР по Орловской области с запросом, подписанным заместителем руководителя отдела по расследованию особо важных дел Семилеткиным. И знаете, что интересовало отдел по расследованию особо важных дел? Почетная грамота, которая в 2016-м была вручена редактору газеты Советом судей Орловской области! Если проанализировать имеющиеся у меня документы (я передаю их копии в редакцию), то «Орловской среде» теперь вменяют то, что она в положительном контексте оценивала работу судебных инстанций, а орган орловского сообщества судей за это наградил ее грамотой! Прокуратура усматривает в этом чуть ли не преступный сговор, а оправдательный приговор по моему делу считает следствием того, что газета «похвалила» суд. По-моему, история о том, как региональный еженедельник подмял под себя районные и областные судебные инстанции и вынудил их дать ему почетную грамоту, будет почище рассказа экс-губернатора Потомского о том, как Иван Грозный ездил с больным сыном в Петербург на лечение!
— Проект «Вор будет сидеть в тюрьме!» в мае две недели не выходил, новый выпуск появился только пару дней назад. С чем это было связано?
— На мой взгляд, с майскими праздниками, а не с активностью прокуратуры. Думаю, новые выпуски проекта будут еще интереснее читателям Орловщины. Возможно, они станут толчком к тому, что расследование «зависших» дел сдвинется с мертвой точки. И что их фигуранты получат по заслугам, а правоохранительные органы наконец-то всерьез заинтересуются и теми чиновниками высокого ранга, которые (еще раз процитирую Егора Семеновича Строева) «учинили разбой над Орловской областью». А некоторые пока еще и продолжают учинять...