Мировая торговая война все-таки началась. А как иначе квалифицировать обмен драконовскими тарифными ограничениями между США и Китаем? Соглашение о преодолении отрицательного сальдо Вашингтона в торговле с Пекином, казалось, было не за горами. Но Трамп не утерпел. Ввозные пошлины на 200 млрд импорта из Поднебесной в 10-25%, по сути, запретительные.
Зачем американцам эта война с Поднебесной? Победа им точно не грозит. Эксперт Би-би-си считает, что угрозы Трампа обложить весь китайский импорт призваны разве что подхлестнуть электорат перед президентскими выборами 2020 года. Запрет на «все китайское» простому американцу понятнее, чем заумные переговоры о защите интеллектуальной собственности или соглашение по климату.
Вашингтон грозит: мол, если Пекин предпримет ответные шаги, хуже будет. Известный хулиганский прием: нанести удар, отбежать в сторону и сквернословить. Но Китай не бессловесная жертва. Со страной, имеющей такую экономику, подобные номера не проходят. Пошлины бумерангом вернутся и в США через падение мировой конънкту-ры, темпов роста и сокращение американских рабочих мест, а заодно ударят по роли доллара в качестве резервной валюты. Но Трамп так далеко не заглядывает, его стиль — нахрап и демонстрация бицепсов.
Терпеть ультиматум Вашингтона «друг Си» не стал, понимая, что США не остановятся, пока их не остановят. КНР с 1 июня введет ответные пошлины в отношении более 5 тысяч товарных позиций на 60 млрд. На первый взгляд, ответ скромный, но де-факто — адресный и болезненный. Как раз перед выборами американский избиратель почувствует китайское недовольство на своем кошельке.
Китай будет биться «до победного конца», если США хотят продолжить торговую войну, заявил во вторник официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан. Хотя и для Китая даже частичная потеря американского рынка — серьезное испытание... Пекин очень сдержанно, но последовательно реагировал на размахивание Трампом тарифной дубиной. Ясно, что две крупнейшие в мире экономики сильно интегрированы и взаимозависимы. Но теперь китайская сторона вычеркнула из американского проекта договора все ущемления своих конкурентных преимуществ. По данным Reuters, из каждой из семи глав проекта торгового соглашения Китай убрал свои обязательства по изменению законов для удовлетворения требований Вашингтона, касающихся кражи интеллектуальной собственности США и коммерческой тайны, принудительной передачи технологий, конкурентной политики, доступа к финансовым услу-гам и манипулирования валютой.
Чтобы предотвратить эскалацию конфликта, убеждает Reuters, Пекину следует отказаться от этих изменений в сделке и «сделать шаг навстречу США» по таким вопросам, как требования об ограничении китайских промышленных субсидий и упрощенный процесс одобрения генетически модифицированных американских сельхозкультур. Шантаж!
Агентство CNBC предупреждает: у Пекина множество вариантов ответных мер. В США опасаются, что Китай особый упор сделает на запрете импорта продукции американских фермеров, которые остаются важным избирательным ресурсом республиканцев и Трампа. Есть опасения, что на следующем витке конфликта Народный банк КНР может начать защищаться, снижая курс юаня.
А пока, как пишет The Guardian, американские фондовые индексы обвалились сразу после того, как Пекин объявил о введении с 1 июня ответных ввозных пошлин. Apple, Boeing и Caterpillar пострадали больше всех. Европейские индексы просели следом. Намеки Трампа о планах достичь соглашения с «другом Си» в Осаке чуть приостановили падение, но близкого компромисса не видать.
Евросоюз в тихом ужасе от войны Трампа. Она грозит ЕС снижением деловой активности, замедлением темпов роста и непредсказуемостью на валютных рынках. Еще больше пугают европейских лидеров попытки Вашингтона втянуть их в противостояние с Китаем. Ведь для Европы китайский рынок, как и дешевый импорт из Поднебесной, давно стал драйвером роста и процветания. Любые потрясения в КНР могут спровоцировать кризис и стагнацию.
Россия как верный политический партнер Китая осуждает введение любых ограничений в мировой торговле по некоммерческим мотивам. Но реально вмешаться в спор экономических гигантов не может, да и не хочет. «Это не наша война, Россия заинтересована в выстраивании самостоятельных отношений как с Китаем, так и с США», — озвучил точку зрения Кремля Дмитрий Песков.
P.S. Возможность закрыть бреши в китайском импорте из США в принципе открываются, вот только инвестиционная активность российского бизнеса оставляет желать лучшего. Тягаться по резкому наращиванию объемов экспорта сельхозпродукции — сои, мяса и даже зерна, не говоря уж о машиностроении и другой технологичной продукции, — Россия не готова.