19 лет назад "Сотбис" уже приценялся к советскому андеграунду. Но не в Лондоне, а в перестроечной Москве. Тогда между собой торговались иностранцы. С тех пор в России сформировалась своя мощная прослойка состоятельных ценителей искусства, уже созревшая для перехода от хрестоматийных полотен Айвазовского, Шишкина и яиц Фаберже к более абстрактным произведениям. Эту тенденцию чутко уловили западные аукционисты. Да и то сказать: за последние шесть лет торговый оборот русского отдела "Сотбис" увеличился в 20 раз.
Нынешние лондонские торги сформированы из работ, предоставленных западными коллекционерами. Это в основном дипломаты, подолгу работавшие в Советском Союзе и буквально за гроши покупавшие образцы подпольного советского искусства непосредственно у их авторов. Теперь пришло время снимать дивиденды. На обложку каталога устроители поместили фотографию магазина с вывеской "Промтовары" - это фрагмент картины Бориса Михайлова и своеобразный знак эпохи, навсегда канувшей в Лету. По самой высокой цене (288 тысяч фунтов стерлингов) ушла работа абстракциониста Евгения Чубарова "Без названия". Среди других фаворитов - "Обнаженная" Владимира Вейсберга (186 тысяч фунтов, картину продали в 5 раз дороже ее начальной цены), "Ярое око" Михаила Шварцмана (192 тысячи фунтов), "Пейзаж и пространство" Олега Васильева (108 тысяч фунтов), "Десять бездомных собак" Максима Кантора и "Эрос" Виктора Пивоварова - обе по 66 тысяч фунтов. С молотка продана и разрекламированная картина Эрика Булатова "Революция-Перестройка" (165 тысяч фунтов), живописующая Ленина и Горбачева.
Почти все произведения куплены анонимами. Торговавшиеся агенты советовались по телефону со своими клиентами по-русски, из чего можно заключить, что купленные работы вернутся на родину их авторов. Как заявили официальные лица "Сотбис", всего реализовано более 80 процентов заявленных лотов, что можно считать удачей для современного российского искусства.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Савва ЯМЩИКОВ, искусствовед, академик РАЕН:
- Вся эта аукционная шумиха напоминает мне игру в казино. На "Сотбис", например, итальянская икона XIV века идет за 15 тысяч долларов, а модный абстракционист Джексон Полак оценен в более чем 100 миллионов долларов. Это сумасшествие какое-то. Помню, в прошлом году некий господин Лахман, печально известный у нас тем, что вывез на Запад огромное количество ценнейших икон, на очередных торгах "Сотбис" довел стоимость натюрморта Димы Краснопевцева до миллиона долларов и купил его. А на следующий день цена на работы этого художника выше 10 тысяч не поднималась.
Зачем ездить в Лондон, если современную российскую живопись можно купить здесь гораздо дешевле? Покупка через престижный аукцион повышает стоимость товара, это торговый момент, который к реальному положению дел в изобразительном искусстве не имеет никакого отношения. Способна ли подобная акция поднять престиж современного российского искусства? Вряд ли. Это должно делать государство своей разумной политикой в области культуры. Подстегнут ли успехи лондонских торгов наших художников к новым работам? Если автор пишет картину с мыслью: а за сколько я это продам? - то у него вряд ли получится что-либо стоящее. Искусство и рынок - разные категории. И рынок должен быть разумным.