Знакомый маршрут от дома до остановки вслепую я прошла сравнительно просто. Серьезные трудности начались у перехода через дорогу к автобусной остановке.
- Наши города плохо приспособлены для незрячих, - предупреждал президент Всероссийского общества слепых Александр Неумывакин. - Единственная помощь слепому - звуковые светофоры, да и те есть далеко не везде.
На моем пути все светофоры молчали, От трости тут толку не было, пришлось ориентироваться по звукам. Вроде кто-то ступил на проезжую часть. Я шагнула за ним, но сигнал машины и визг тормозов доказал мою опрометчивость. Какой-то смельчак быстро перебежал на красный, а слепому человеку такой риск "не по глазам".
- Девушка, вы что, не видите?.. - осеклась женщина, втянувшая меня на тротуар. - Слепенькая, такое несчастье. А у меня вот тоже дочка все время болеет. Ой, моя маршрутка!
Чувствительная дама, забыв о моем несчастье, бросила "слепенькую" на остановке. Пришлось ждать автобуса, а потом долго нащупывать тростью среднюю дверь, которую мне упорно не открывали.
- А где ваша социальная карта, девушка? - в итоге пришлось штурмовать кабинку водителя.
- Дома забыла. Ну вы же и так видите мою проблему.
- У нас только по картам.
В Москве незрячие люди ездят в транспорте бесплатно, по социальным картам инвалида. В других регионах после монетизации льгот им отменили бесплатный проезд - они оплачивают его частично.
В автобус мне все же удалось попасть со второй попытки - В метро я прошла турникет по своему проездному, трость помогла нормально преодолеть эскалатор и сесть в поезд. Маршрут поездки я выбрала нарочито сложный, с двумя переходами - с "Боровицкой" на "Арбатскую", дальше до "Площади революции" и на "Охотный Ряд". В первом случае память не подвела, а со вторым переходом начался настоящий ад. Я долго билась тростью обо все стены, пытаясь найти лестницы перехода. В итоге чуть не свалилась на рельсы.
- Девушка, что вы, тут мечетесь одна со своей палкой, - насмешливый мужской голос.
- Надо мне, срочно надо на "Охотный Ряд".
- Что вам там, Красную площадь смотреть? - надо мной явно издевались.
- За покупками иду. Шопинг-терапия, - отрезала я.
- А... Ну в девушках этого не убьешь, - в итоге парень проводил меня по переходу и даже довел до торгового центра. - А может, с вами в магазин сходить?
- Спасибо, меня тут подружка ждет, - этот шутник уж точно бы постарался нарядить меня в клоуна. С трудом я выбралась из торгового комплекса вдохнуть свежего воздуха. На улице решила побыть в стороне от толпы у ограды Александровского сада.
- Возьми, красавица, - идущий мимо мужчина сунул мне в руку какую-то бумажку и пошел дальше. Тут уж я не удержалась, открыла глаза и увидела... купюру в 100 рублей.
- Некоторые слепые занимаются нелегальным трудом, по вагонам просят, в переходах играют, - рассказывал Александр Неумывакин. - На наших предприятиях нет ни социальных заказов, ни новых технологий. Средняя зарплата 4500 рублей, Закон о монетизации льгот и изменения в пенсионном законе работают так, что при трудоустройстве незрячий рискует потерять почти половину пенсии.
- Девушка, тут просить нельзя, - ко мне тут же подскочил сотрудник милиции.
- А я вообще-то и не просила. - обиделась я. - Вы бы лучше меня до метро проводили.
Доехав до своей станции, я сняла темные очки и уже с открытыми глазами добралась до дома. Образ слепого я примерила еще один раз, покупая сахар в магазине, где меня обвесили на 100 граммов. Жизнь вслепую оказалась жутко изматывающей. Человек с белой тростью не создан для этого мира. Чтобы понять это, достаточно просто закрыть глаза и пройти сотню метров. Такой эксперимент был бы полезен "смотрящим" от государства, чтобы и у них открылись глаза на проблемы незрячих.