«Танцы со звездами» считаются одним из самых креативных шоу на отечественном телеэкране. Огромный простор для фантазии, просто безбрежный! Однако то, что здесь показали на днях, на взгляд обозревателя «Труда», перешло границы не только вкуса, но и этического пространства.
До сих пор на сцену этого проекта канала «Россия 1» выходили участники в образах веселого ковбоя, фаната дискотеки и даже министра-администратора из знаменитой киносказки Марка Захарова «Обыкновенное чудо». Но нет предела перевоплощениям! Секундное затемнение — и мы видим... офицера гитлеровского вермахта (актер Театра имени Ермоловой Александр Петров) во всей красе — при полной парадной форме, но со шмайсером наперевес. Фашист осторожно подходит к старенькому, разбитому пианино и (немцы-то народ музыкальный) подбирает несколько сладких аккордов. Но тут вдруг слышится шорох за инструментом — и через секунду офицер держит на мушке обнаруженную русскую партизанку (хореограф и танцовщица Анастасия Антелава).
Но та тоже не промах. «Партизанка» неожиданно меняет жанр и в духе садомазохистских клипов нежно берется за ствол... тьфу-тьфу, за дуло автомата, конечно. Отводит его в сторону — и вмиг размякший оккупант почему-то принимается танцевать с лазутчицей фокстрот. Танец становится все жарче и интимнее — и тут девушка падает (видимо, подстреленная кем-то из своих мстительных собратьев по отряду), и фашист в великом отчаянии палит в жюри и публику...
Такое вот смелое переосмысление традиционных образов. Как к этому относиться? Как к творческой неудаче, подстерегающей каждого, кто убегает от банальностей в искусстве?
Как к простому нарушению баланса иронии и пошлости? Но в том-то и дело, что подойти к этому сюжету как к сугубо творческому явлению не получается.
За 70 с лишним лет, прошедших после окончания Великой Отечественной, мы видали всякое ее отражение в произведениях искусства. Не только трагическое (что, увы, наиболее естественно в стране, потерявшей 30 миллионов человеческих жизней), но и лирическое, и даже комическое. И совсем не редкость сюжет, где какая-нибудь немочка Габи могла таять по русскому офицеру Исаеву (правда, одетому в немецкую форму). Даже в настоящем фашисте жестокие военные обстоятельства могли непостижимым образом пробудить сочувствие к тем, кого ему положено считать врагами, — как в недавно показанном в Москве документальном спектакле БДТ «Человек» по книге бывшего узника Освенцима и Дахау Виктора Франкла.
Или как в международном кинохите Романа Полански «Пианист», о котором, кстати, вспомнили и сами участники «Танцев со звездами».
Но то — мощные художественные работы, чей масштаб соответствует затронутой теме. Номер же в «Танцах со звездами» — типичный образчик клипового сознания, мимолетного и поверхностного. Военная драма тут — всего лишь повод для создания эпатажного аттракциона.
«Это история любви, которой отпущено две минуты жизни», — напыщенно говорит исполнитель номера Александр Петров. Естественный вопрос, не смущает ли, что любовь у них получилась замешанной на крови и издевательстве, он парирует так: «Без крови и издевательства — это не про меня». И развивает мысль: самые интересные для актера образы — те, которые «на грани». Но если к грани подбежать наскоком, недолго ее и перескочить. И получится, как в известном анекдоте: дурак ты, боцман, и шутки твои дурацкие...
К сожалению, на сегодняшнем телевидении очень многое происходит именно по такому принципу: все не всерьез, все как бы (вы, кстати, заметили, что это «как бы» стало словосочетанием-паразитом в нашей речи?). На лед выходят люди, не обучавшиеся катанию, под купол цирка поднимаются те, кто никогда о полетах и не помышлял. А что, смелость города берет, нахальство — второе счастье... Вот и получается, что на первый план выходят непрофессионалы, дилетанты. А профи сидят в жюри и восхищаются — что делать, таковы законы жанра всех расплодившихся «шоу со звездами».
«Искусство, согласно Сальвадору Дали, — провокация. Но далеко не только провокация, — резонно замечает один из арбитров шоу, кинорежиссер Карен Шахназаров. — Думаю, ошибки Александра связаны с его молодостью и артистической энергией». Но так ли непроходимо юн наш герой? Все-таки 27 лет — возраст, когда большинство уже ясно понимает, что такое хорошо и что такое плохо.
Удивительнее всего: после осторожных увещеваний Шахназарова, после иронических пожиманий плечами Николая Цискаридзе и других арбитров все они дружно выставляют за номер высшие 10 баллов. Видимо, за смелость, которая города берет... Осталось только показать этот номер 9 мая, до которого меньше месяца. Пусть и ветераны порадуются.
P.S. Создатели шоу «Танцы со звездами» выступили с заявлением, где высказали сожаление о случившемся и заверили, что тема военного подвига и трагедии для них свята.