Напомним, что цель Киотского протокола - снижение выбросов парниковых газов, вызывающих, по мнению многих ученых, глобальное потепление на планете. С самого начала было определено, что документ вступит в силу после того, как его ратифицируют не менее 55 стран, ответственных за выброс как минимум 55 процентов всех парниковых газов (по данным 1990 года).
На практике хватило бы соглашения между Европейским союзом, США, Канадой, Россией, Японией, Китаем и Индией - на них приходится 75 процентов всех выбросов парниковых газов в мире.
Согласно Киотскому протоколу, каждой стране выделяется определенная квота загрязнения окружающей среды. Превышать нельзя, можно только снижать. И если без этого соглашения ожидалось, что к 2010 году объем выбросов парниковых газов в атмосферу вырастет на 30 процентов по сравнению с уровнем 1990 года, то полное выполнение Киотского протокола должно к 2012 году даже сократить выбросы на 10 процентов. В частности, ЕС должен уменьшить выброс парниковых газов на 8 процентов, Япония - на 6 процентов.
Но в 2001 году Джордж Буш вдруг заявил, что США, ответственные за 25 процентов общемировых выбросов, не ратифицируют Киотский протокол, так как это противоречит их экономическим интересам. О том же заявила Австралия, но ее квота незначительна. Если бы Россия с квотой в 17,4 процента выбросов последовала этому примеру, то протокол можно было выбрасывать в корзину. Но Россия ратифицировала, хотя ее экономика быстро развивается и выбросы в атмосферу растут. Зачем?
Сторонники протокола утверждают, что Россия ничем не рискует. Установленная ей квота основывалась на выбросах советских времен, а сегодня реальные выбросы почти втрое меньше - не превышают 6 процентов. Минэкономразвития утверждает, что даже к 2012 году (срок завершения обязательств по Киотскому протоколу) средний уровень российских выбросов парниковых газов будет меньше установленного для нее уровня на 15 процентов. И этой разницей можно выгодно торговать. Назывались даже цифры возможной прибыли - до 5 млрд. долларов в год.
Кстати, на энергетической бирже Скандинавии состоялись первые торги подобными квотами, в ходе которых норвежская нефтегазовая корпорация Statoil продала другой компании свое право на выброс в атмосферу 5 тысяч тонн углекислого газа - по 7,15 евро за тонну. Общая выручка Statoil составила 35 750 евро.
А вот экономический советник президента Андрей Илларионов утверждает: при нынешних темпах развития экономики установленный для России уровень выбросов будет превышен уже к 2007 году. После чего Киотский протокол станет для нас серьезным тормозом. Что же касается торговли свободными квотами, то единственным серьезным покупателем их могли стать только США. По данным комиссара ЕС по вопросам окружающей среды Марго Валлстрем, среди стран Евросоюза только Великобритания и Швеция к 2008 году смогут сократить или оплатить свои сверхнормативные выбросы, но они там незначительны. А, к примеру, Испания сегодня на 38 процентов превышает свою норму выбросов, но денег на исправление ситуации у нее нет. То есть теперь, когда Америка вышла из игры, товар у России есть, да покупатель испарился.
У российских противников протокола есть подозрение, что вся суета вокруг "киотского вопроса" вызвана проблемами мировых производителей высокоэкологичной, но очень дорогой техники. В Европе они столкнулись с кризисом сбыта и теперь хотят навязать эту продукцию другим странам. А России крайне нужны энергосберегающие технологии. Только в жилищно-коммунальной сфере колоссальные потери тепла приводят к полуторному, а то и двукратному расходу энергоносителей. Но по карману ли нынешней российской экономике окажется такое "перевооружение"?