В 2008 году вся страна узнала о существовании городка Пикалево в Ленинградской области. А еще – о проблемах подобных мест, где вся жизнь зависит от одного предприятия. Таких моногородов в России сотни. Как живут они сегодня? И что их ждет дальше?
Об этом говорили участники Круглого стола в Москве – руководители крупных компаний, представители некоммерческих организаций и различных ветвей власти.
Обшарпанные стены домов, разбитые дороги... Унылая картина типичного моногорода. Еще несколько лет назад. «Конечно, далеко не везде ситуация изменилась, - рассказывает руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», зампредседателя Внешэкономбанка Ирина Макиева. – Проблемы накапливались десятилетиями, сложностей было много. Разговаривали с руководителями предприятий, искали пути решения. Активные действия начались полтора года назад, когда стартовала федеральная программа по развитию моногородов».
Основные направления программы, по словам Макиевой, - создание рабочих мест, благоустройство территории и организация досуга. Проще говоря, жители должны иметь стабильный доход и возможность нормально отдохнуть в городе: прогуляться с семьей в парке, сходить в спортивно-развлекательный центр. Конечно, в идеале и улицы должны быть чистыми, и дома отремонтированными и благоустроенными.
Самое сложное – найти на все средства и разделить зоны ответственности: что может взять на себя федеральный центр, что – региональные власти и бизнес.
До недавнего времени, к слову, многие компании не спешили вкладываться в развитие территорий, на которых работают их предприятия. Считали это исключительно благотворительностью и не самым важным и перспективным делом.
«Сейчас настроения меняются. Приходит понимание: вкладывая деньги в развитие территории, ты вкладываешь деньги в свой бизнес», - говорит заместитель председателя Комитета ГД РФ по энергетике, председатель общественно-делового Совета по направлению «Моногорода» Дмитрий Исламов. Он приводит пример: «Нужно проложить линию ЛЭП. Компании гораздо быстрее могут выделить средства на решение конкретной задачи, составление проектной документации, чем местные власти. А потом – вместе реализуют проект».
Подобных примеров может быть много. В той же социальной сфере – открытие клуба, дворовой площадки. Если горожане живут в нормальных условиях, то и на предприятии сотрудник будет работать с больше отдачей. «Все моногорода проживают несколько стадий созревания, - поясняет депутат. – Первая, - когда мы вкладываем средства в новые рабочие места, инфраструктуру. Вторая стадия – когда мы инвестируем в развитие человеческого капитала, обучение специалистов. Третья, - когда средства вкладываются в развитие общественных инициатив. Сейчас мы дошли до этой стадии, когда проходят опросы, и каждый житель может предложить свою идею или помощь. В том числе предприниматели».
Инициатив у жителей моногородов немало. Так молодежи в первую очередь нужно место, где можно с интересом и пользой провести время.
«Если раньше было модно ходить на дискотеки, потом – в боулинг, то теперь ребята просят организовать в городе модное место для чтения книг или проведения мастер-классов, встреч с интересными людьми, которые добились успеха, - рассказывает Ирина Макиева. - Такие идеи нам предлагают, например, в Бурятии. В Татарстане молодежь попросила открыть креативный центр. В феврале-марте следующего года вместе с футбольным клубом ЦСКА мы запускаем масштабный проект-конкурс «1000 юных футболистов моногородов». Это общий проект – регионы предоставят футбольные поля, муниципалитеты организуют сбор участников, футбольный клуб выделит тренеров, надеемся, найдутся и местные спонсоры – помогут с формой и призами для ребят. Самые талантливые ребята получат возможность учиться в школе ЦСКА».
«Участвовать в жизни города и предлагать свои проекты бизнес может через местные управляющие советы. И многие компании этим успешно пользуются, - говорит гендиректор НКО «Фонд развития моногородов» Илья Кривогов. –. Это позволяет настроить продуктивный диалог между представителями муниципальных властей и крупного бизнеса и скоординировано решать общие задачи.
«Так получилось, что ситуация с Пикалево побудила нас всех что-то менять в городах, где работаем, - рассказывает заместитель генерального директора АО «СУЭК» Сергей Григорьев. – Поначалу мы сами придумывали проекты развития территории. По сути, затыкали дыры, решали текущие проблемы. Тогда же, к примеру, появилась идея трудовых отрядов. Ребята-учащиеся старших классов за зарплату занимаются благоустройством территории в период школьных каникул. И для города, и молодежи – польза. Такие акции гуманитарной направленности особенно важны: они не только дают возможность подростку заработать, но и помогают по-другому взглянуть на свой город, с уважением относится к результатам труда, проявлять инициативу. Сейчас самый трудный организационный этап уже позади, и можно выстраивать долгосрочную стратегию на 5-10 лет. Главное, чтобы все усилия и все финансовые потоки были четко скоординированы».
Цифра:
319 – столько моногородов в России