ВИЗИТНАЯ КАРОЧКА
ЧУКОВ Владимир Семенович.
Родился 27 июля 1946 г. в Уссурийске. В 1969 г. закончил Военную академию бронетанковых войск в Москве. В 1991 г. уволился из армии в звании полковника. Имеет 12 правительственных наград.
С 1991 года - профессиональный путешественник. Организатор и руководитель 25 высокоширотных экспедиций. Действительный член Русского географического общества, Российской ассоциации полярников, Национального географического общества США.
ПОЛНЫЙ АВТОНОМ
- Вы не раз были на полюсе. Зачем идете вновь?
- Да я туда и на парашюте прыгал. Первый в жизни прыжок - и сразу на Северный полюс! Своим ходом, на лыжах, этой точки я достигал четырежды. Наша группа хотела пройти до полюса чисто, без всякой помощи извне. Получилось не сразу.
В 1987 году первая попытка закончилась печально - на маршруте умер один из участников. Он запустил язву, и от больших нагрузок произошло прободение. Мы вызвали на льдину самолет - вывезли тело и вернулись сами.
В 1989-м впервые в мире наша группа смогла достичь Северного полюса без внешней поддержки. Но из-за травм и болезней несколько человек отправили самолетом на Большую землю. Англичанин Файнес, сделавший три неудачные попытки покорения, стал придираться: ах, к вам прилетал самолет!
Мы завелись. Решили повторить. Когда до точки оставалось менее 500 км, один из нашей шестерки повредил ногу...
Окончательно достигнуть цели мы смогли в 1994 году. Наша группа из восьми человек преодолела на лыжах почти 2000 км пути до Северного полюса без контактов с кем-либо. Это было зафиксировано как мировой рекорд.
- Сколько пришлось на себе тащить поклажи?
- Килограммов по 90 на брата. В 1998-м мы предприняли переход из России в Канаду через полюс. Шли 4 месяца, почти 3000 км по дрейфующим льдам, в режиме полного автонома. На старте на каждого из четверых участников приходилось 200 кило снаряжения и припасов. Тащили по двое саней, груженных 80 - 90 килограммами, и рюкзак за спиной - около 30 кг.
- Так зачем нужны такие подвиги?
- Всегда хотелось не просто попасть из точки А в точку Б, но осуществить нечто, чего еще никому не удавалось. Ради такого мы с 1982 года ходим только на Север, в Арктику. Правда, три сезона забирались на противоположную "вершину" планеты - в Антарк-тиду.
- Какой из арктических рейдов самый тяжелый?
- Наверное, это наша эпопея 1985 -1986 годов с пересечением Карского моря на лыжах от Северной Земли до Земли Франца-Иосифа. Было очень тяжело и физически, и психологически. Впервые шли по дрейфующим льдам, тонким, однолетним. Все под ногами движется, "дышит", нет ни одной надежной точки опоры. На привале, бывало, ставишь палатку - вдруг среди ночи рывок, что-то рвется снаружи, домик перекашивает... Утром вылезаешь и не узнаешь лагеря: растяжки уехали в одну сторону, радиомачта - в другую. Повезло с ветром: подуй он с другой стороны, и нас унесло бы вместе с льдинами в Баренцево море...
- Как люди становятся путешественниками?
- В походы я ходил с малых лет. В школе договаривались с приятелями - встречались в субботу после уроков на вокзале с рюкзаками... Маршрут всегда разрабатывал я. И старался заложить в него какую-то идею, исследовательские элементы. Скажем, посетить самый глубокий овраг Подмосковья...
В молодости я путешествовал на байдарках по северным рекам, на велосипедах. Позднее в арсенале остались лыжи. Во время экспедиции на Землю Франца-Иосифа захватили туда несколько новейших маунтин-байков. Но эксперимент потерпел полное фиаско.
ПСИХОЛОГИЯ ОДИНОЧЕК
- Вам приходилось совершать одиночные путешествия?
- Сольный поход совершать даже легче: весь график движения подстраиваешь только под собственное самочувствие и настроение. Я испытываю дискомфорт, если оказался на маршруте один. Но пару раз такое случалось.
У путешественников- одиночек особая психология. Такой индивидуал, идя в группе, не может реализовать все свои возможности. Это его тяготит, он чувствует себя скованным продиктованными извне порядками. Оказавшись же один, человек расцветает.
- Федор Конюхов расцвел?
- Он ходил с группой Шпаро, в 1989 году был в составе нашей команды, достигшей полюса, и проявил себя нормально. Но позднее признался: "Володя, я чувствую, что должен ходить один". Мы остались друзьями. В 1990-м помогали Федору готовиться к одиночному покорению самой северной точки, когда ему нужно было раздобыть легкую палатку, сани, радиостанцию... В тот год мы даже шли к полюсу одновременно: наша группа двигалась километрах в 50 позади Федора, поддерживала с ним радиосвязь.
- Работа мешала вам заниматься путешествиями?
- Я ведь по профессии военный. Отдал Советской армии почти 30 лет жизни и уволился лишь в 91-м, когда все шататься начало. Пока был при погонах, не мог себе позволить уезжать в очень длительные путешествия. Только положенный по закону офицерский отпуск: со всеми днями на дорогу - максимум два месяца. Но этого как раз достаточно, чтобы пройти до Северного полюса.
- Сейчас вас можно называть профессиональным путешественником...
- Назвать-то можно, только юридически такого статуса нет. В перечне профессий, узаконенных в России, путешественники не значатся.
- Как относятся к увлечению в семье?
- У меня подросли сын, дочка, есть трое внуков... Мои близкие меня понимают. Когда-то мы с женой вместе на байдарке ходили - с этого и наша семья началась. Супруга разделяет мою страсть к путешествиям, но участвовать в них не пытается. Конечно, ждет, волнуется...
- А сын отцовское пристрастие не унаследовал?
- Был у Григория походный период - еще пацаном-школьником ходил с нами, родителями, на байдарках, на лыжах. А теперь ему экстрима и без того хватает: уже много лет сын работает в отряде спасателей.
АРКТИЧЕСКАЯ КРУГОСВЕТКА
К четырем уже удавшимся лыжным атакам Северного полюса Чуков собирается добавить еще одну. На сей раз он намерен достичь макушки планеты на автомобиле.
-Мы задумали совершить первую в истории арктическую кругосветку на наземных колесных транспортных средствах. Хотим "оконтурить" Северный Ледовитый океан, двигаясь по берегам окружающих его материков и островов. Создали специальные пневмовездеходы.
Экспедиция разбита на четыре этапа. Первый из них состоялся в апреле-мае 2002 года. Тогда 10 человек на четырех таких внедорожниках преодолели более 6000 км от Салехарда вдоль арктического побережья до Норильска и через Тикси в самый северный город на Земле - Певек. Второй этап провели весной 2004-го. Намотали 4500 км от берегов полуострова Ямал до архипелага Северная Земля.
Третий этап "Полярного кольца" запланирован на 2007 год. Впервые в истории хотим одолеть трансполярный маршрут - напрямик через Ледовитый океан - на автомобилях. Общая протяженность - 7000 км, из них около 3000 км по дрейфующим льдам. Пройдя от Северной Земли через полюс, мы должны добраться до канадского поселка Резольют Бей. А "докручивать" "Полярное кольцо" будем в 2009-м. Двинемся к Аляске, затем предстоит пересечь Чукотское море, добраться до российской территории в районе поселка Уэлен и пройти вдоль побережья Чукотки до Певека.
- Почему такие большие "провалы времени" между этапами?
- Мы же первыми затеяли подобное путешествие. Нужно тщательно готовить для него технику, проводить тренировки... Идея арктического автомарафона возникла еще в 1998 году. А первые образцы спецвездеходов были готовы в 1999-м, и мы наверняка отправились бы на них по маршруту "Полярного кольца" уже в 2000 году, но... Вмешался грядущий миллениум: возникла идея встретить рубеж тысячелетий в максимально необычной обстановке - на Южном полюсе. И наши машины отправились на борту самолета в Антарктиду.
- В Антарктиде вы двигались по суше, а в Арктике вас поджидают дрейфующие льды. А если серьезная авария?
- Если что-нибудь сломается - починим, если мотор заглохнет - заведем. В 2005-м на Байдарацкой губе мы попали в необычную ледовую ловушку: трещину между льдинами пурга так быстро засыпала снегом, что снег не успевал пропитаться водой. Головной вездеход в эту заснеженную полынью и втюхался. Переднее колесо зацепилось за выступ льдины, автомобиль перекосило, и левым бортом он провалился по самые стекла. Мотор оказался под водой. С помощью второй машины удалось вытащить первую. Мороз - градусов 25, и через считанные минуты двигатель превратился в сплошную ледышку. Больше суток мы с ним возились.
В другой раз пришлось переправляться подряд через две широкие промоины, между которыми находился небольшой ледяной остров. При "сходе на воду" рулевая система головной машины сломалась. Пока мы переправляли на надувной лодке всю поклажу через следующую полынью, пока возились с "заплывом" второго вездехода, началась подвижка льда, и островок, где стояла поврежденная машина и дежурили двое ребят, стал дрейфовать. Но повезло: льдина, словно по заказу, повернула назад и остановилась впритирку к нашему ледяному полю.
- Какие планы после "Кольца"?
-Есть мысли тщательно обследовать арктическое побережье страны. Может быть, повезет обнаружить следы лагерей кого-то из легендарных полярных исследователей...