"Затянуло льдом окно в Европу", - невесело шутили горожане. В Питере привыкли к тому, что корабли разных стран бороздят прибрежные воды круглый год. Немалая часть товарооборота осуществляется у нас именно морским путем.
- Ледовая обстановка сложная, но мы ее контролируем, - говорит помощник начальника по внешним связям морской администрации порта Андрей Маркелов. - Вообще-то предполагали, что зима будет холодной - у моряков свои приметы на этот счет. Помню, морозы стояли в Петербурге в 1989 году, до этого - в 1978-м. В общем, знаем, что делать. У нас восемь ледоколов. Три из них - арктического класса, то есть достаточно мощные, чтобы расколоть лед и вывести караван судов на чистую воду.
Меж тем толщина льда в Финском заливе уже достигает метра. При этом скорость его образования - почти 25 морских миль в сутки. Как утверждают специалисты, подобное случается в наших краях раз в сотню лет.
Все морозные дни января портовые службы работали в условиях, приближенных к чрезвычайным, - люди не покидали рабочих мест по 12 - 14 часов, трудились в три смены. Во многом благодаря этому удалось избежать более серьезных бед. Задержки в движении некоторых кораблей, конечно, есть, но составляют не более 2 - 3 дней. Поэтому грузооборот в морозы почти не снизился в сравнении с мягкой зимой год назад, когда льда в заливе вовсе не было.
Правда, несколько десятков составов с товарами скопилось на территории порта, которой ведает уже другая администрация, не морская. Там простой объясняют затянувшимися праздниками и обещают скоро "навести порядок".
Единственное пока серьезное происшествие случилось, когда на смену холодам в северную столицу вдруг пришла оттепель. Утром в понедельник в морской администрации получили сигнал "SOS" с сухогруза "Сормовский", направлявшегося в Великобританию с грузом минеральных удобрений на борту. Он застрял на выходе из залива, причем льдами судну были нанесены повреждения. Из 12 человек команды никто, к счастью, не пострадал. Но пришлось срочно высвобождать "сормовчан" и возвращать в порт.
- Тающий лед вязкий, сильно усложняет проводку судов, - комментирует Андрей Маркелов. - А с маломерными судами, вроде сухогруза "Сормовский", особенно сложно. В караване их не проведешь - не успевают за большими кораблями, к тому же с трудом преодолевают даже расколотый лед. Поэтому принято решение запретить с 13 января движение "маломеров" (ниже 2-го ледового класса) из порта и в порт. На какой срок? Пока ледовая обстановка не улучшится.
Судя по сводкам синоптиков, произойдет это не скоро. Вслед за краткосрочной оттепелью в Питер вновь пришли холода.
К СЛОВУ
С интересным вопросом обратились на днях к питерским коллегам специалисты Таллинского порта. Их гавань никогда прежде не замерзала, а нынче покрылась толстым ледовым настом. У них же всего один ледокол... "Проходя мимо, не завернете ли к нам? А то в пору закрывать порт". Наши в раздумье: и не помочь соседям нельзя, и накладно. День работы ледокола обходится в несколько сот тысяч долларов.