До сих пор считалось, что чего-чего, а воды у нас "хоть залейся". Потому известие о том, что запасы водохранилищ в ряде мест истощились, уровень воды в них уже вдвое ниже нормы, стало для многих полной неожиданностью. Летний зной в большинстве регионов спал, а воды все равно не прибавилось. Некоторые ученые и государственные чиновники всерьез заговорили о возможности ограничения подачи воды городскому населению.
В последние недели все настойчивее звучат призывы: выключить все фонтаны, подавать воду в жилые дома по графику - несколько часов в день. Добавило опасений то, что даже в Москве (окруженной водными артериями) вода, подаваемая в квартиры, в последние дни имела отчетливый неприятный гнилостный запах, будто брали ее не из водохранилища, а из болотца. Особенно это ощущалось на юге и юго-западе столицы. На этом фоне москвичи вполне лояльно отнеслись к очередному подорожанию воды. Пускай, лишь бы она совсем не кончилась.
Что же происходит с водоснабжением в стране?
- Осадков в этом году выпало вдвое меньше нормы. И прошлое лето было тоже засушливым, а зима - почти бесснежной, - рассказывает генеральный директор МГП "Мосводоканал" Станислав Храменков. - Водоемы в последние полтора года слабо пополнялись осадками, вот и обмелели. Ничего особенно страшного в этом нет: столь же маловодными были годы с 1995-го по 1997-й. Экстренные меры принимались уже тогда: в 1996 году, например, чтобы "поддержать" Москву, в зону питания Рублевской водопроводной станции перебрасывали потоки из Волги. Этим летом "Мосводоканал" тоже производит перекачку воды - из водохранилищ Смоленской и Тульской областей. Каждый день у соседних регионов столица "берет взаймы" около 1 миллиона кубометров воды, что на 20 процентов покрывает потребности столицы. В ближайшее время начнем "заимствовать" еще больше.
Очень важно, какими окажутся осень и зима. Например, сегодня водохранилища, питающие Москву и область, заполнены на 58 процентов от нормы, что неприятно, но не катастрофично. Однако если осень будет скупой на дожди, а зима вновь малоснежной, то придется переходить на режим жесткой экономии влаги.
- То есть воду в дома будут подавать, к примеру, дважды в день по два часа?
- О таком варианте даже не помышляем, поскольку подобные меры бессмысленны. Опыт Севастополя, Курска, городов Дальнего Востока, где пробовали применить такие ограничения, показал, что они не дают экономии, наоборот - воды расходуется гораздо больше, чем при круглосуточной подаче. Нужно понимать психологию наших граждан. Узнав, что кран скоро отключат, они наполняют все емкости, которые только есть в доме. Такие запасы с толком израсходовать невозможно, и когда водопровод включают в следующий раз - все просто выливают и наполняют заново "свежей водой". Если водопровод работает всего два часа, можно гарантировать - все два часа краны будут открыты. При этом открытый кран выливает за час не меньше 1000 литров воды. А при круглосуточной подаче граждане используют не больше чем 300 - 400 литров в день.
Поэтому при остром дефиците воды будем принимать меры, не затрагивающие население. Сократим санитарное обводнение рек. Речь о том, что сегодня, чтобы не мелела, например, Москва-река (и с другими санитарными целями), "Мосводоканал" сбрасывает в нее из водохранилищ 40 кубометров воды в секунду. Придется на время от этого отказаться. В 1996 году жизнь уже заставляла уменьшать сброс воды в Волгу и Яузу.
Но самое главное - повышать культуру пользования водой. Ставить счетчики, чтобы потребители были заинтересованы в экономии. В той же Москве сегодня установлено всего 260 тысяч счетчиков, это капля в море. Еще важнее - устранять утечки в трубах. К сожалению, водопроводные сети страны в очень неважном состоянии. Посмотрим на примере столицы: из 10 тысяч километров проложенных под столицей водопроводных труб половина выработала свой срок. Поскольку не хватает денег, удается заменять лишь 100 километров в год из пяти тысяч. Остальные постоянно ремонтируются, ставятся новые и новые заплаты, а вода все равно утекает...
- А с чем связан стойкий неприятный запах водопроводной воды в некоторых районах?
- Именно с засухой и падением уровня воды в водохранилищах. Они мелеют, и увеличивается количество фитопланктона, который и насыщает влагу "ароматом". Ежедневно мы получаем десятки звонков от обеспокоенных жителей. Чтобы победить запах, пришлось ввести дополнительную фильтрацию активированным углем, но и это не всегда дает результат. Справиться с ним может только озон. Поэтому и решено оснастить все водопроводные станции озонаторными установками.
- Водными богатствами наша страна не обижена, - успокоил напоследок Станислав Храменков. - По словам специалистов, одна-две снежные зимы - и все потери воды восстановятся. Но то, что влага используется нами расточительно, повсеместно и бессмысленно утекает в землю - все равно обидно. Ведь питьевая вода во многих странах "на вес золота", ее излишки можно было бы продавать и получать за это не лишние для нашей державы деньги.