Главная Культура 00:30 14 Февраля 2020 1720
Что мы будем читать в цифровую эпоху

За звучными определениями и терминами скрывается сползание к тотальной графомании

Дарья Ефремова
Подорожавшая, требовательная к качеству материала и дизайна бумажная книга медленно, но верно движется к статусу предмета роскоши, подарка для знатоков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.c

Омниоканальность, диджитализция, коллаборация с мультимедийными платформами... Не пугайтесь новояза, это не из фантастики про супертехнологичное будущее, а из выверенных в цифрах прогнозов развития книжной индустрии, обнародованных на конференции «Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» в Доме Пашкова. Увы: за звучными определениями и заумными терминами скрывается сползание в царство тотальной графомании.

Прежде считалось, что вездесущая «цифра» первым делом расправится с «бумагой», библиотеками и, пожалуй, слегка испортит жизнь рознице. Ну а дальше, если, конечно, не наступит апокалипсис, выживут сетевые гиганты, читать будем на ноутбуке и букридере, а «анахроничные» храмы знаний пропылесосят, выложат изнутри кирпичом из пенопласта и отдадут под молодежные центры с кофейней и детской комнатой. Однако свежие подсчеты (их обнародовали на днях в Российской государственной библиотеке) выявили совсем другие тенденции: вымирание грозит издательским холдингам, которые уже сейчас существенно сдают позиции под натиском онлайновых самиздат-платформ — таких, как Amazon, Wattpad, «ЛитРес».

На сухом языке цифр это означает, что за 2017 год общий доход Amazon превысил 160 млрд долларов, в то время как общемировое книгоиздание заработало только 140 млрд. Для тех, кто до сих пор ассоциирует самиздат с диссидентскими списками и качественной, но неугодной литературой, поясню: этим термином сейчас обозначают коммерческие онлайн-сервисы, на которых каждый может публиковать свои нетленки. Обсценной лексики, жестокости, порнографии можно не опасаться — такое модерируется роботом. Про порно он «знает», но вот литературным вкусом не наделен. В итоге автор выкладывает свое произведение, порой даже недописанное, так сказать, в процессе производства, платит за продвижение, читатель голосует просмотром и лайком, а то еще и скачает за небольшую мзду. Людям, читающим бессистемно и бездумно, это выгодно: гораздо дешевле, чем покупать детектив или дамский роман в магазине. «Писателям» радость: никакой нервотрепки с редакторами, не надо чьи-то пороги обивать!

Если говорить о жанрах, то, конечно, преобладают фэнтези или фантастика про иные миры и звездные войны (заглавия — «Цитадель гордыни» или «Триумф теней»), детективы (о названиях не спрашивайте), женское («В объятиях змея», «Зелье 999», «Самозванка для варвара»). Словом, все то, что когда-то называлось «бульварный роман», теперь удостоено почтительной формулировки: «многофункциональный развлекательный продукт». Почему «многофункциональный»? А потому что мультимедийные платформы легко превратят «хит продаж» в аудиокнигу или сделают по ее сюжету компьютерную игру. Это и называется «омниоканальность», которая, по мнению гендиректора группы компаний «ЛитРес» Сергея Анурьева, «позволит вовлекать в чтение в широком смысле слова нечитающую аудиторию», предлагая ей замену поп-музыке и поп-кино.

А как там у них на Диком Западе? Безусловный самиздатовский лидер в англоязычном мире «Будка поцелуев» Бет Риклз — произведение о разнополых школьниках Эли и Ли, соседях по коттеджному поселку в Южной Калифорнии, родившихся в один день и час. И все бы хорошо, если б в их идиллическую дружбу не вклинился сердцеед Ноа. Дальше какие-то коллизии про порванные штаны, незаладившиеся сто первых свиданий...

Казалось бы, издателям, сторонящимся подобной чуши, пора бить тревогу, но в том-то и соль, что у руля холдингов стоят не поборники высокого стиля, а вполне себе коммерсанты, для которых происходящее просто «вызов времени». Поэтому среди ключевых целей на ближайшее будущее рулевыми нашей литиндустрии называлось в основном «сотрудничество с самиздатовскими платформами и применение их преимущества в своей работе».

Аналитики рынка смотрят на развитие новых форматов «потребления» литературы с вымученным оптимизмом: подкасты, книги-сериалы, книги-чаты — это очень современно. Да и следить за предпочтениями читающих в интернете гораздо проще, чем за теми, кто сидит на диване с фолиантом классики. Уже сейчас диджитал-технологии фиксируют, на каком месте человек остановился в чтении или прослушивании книги, а значит, завтра можно будет проанализировать и эмоции. Что позволит авторам переписывать книги после пилотных продаж, а «легкую» литературу можно будет и вовсе сгенерировать по заданным пользователем параметрам — главный герой, мес-то действия, жанр...

Ясно одно: при таком развитии событий литературному сообществу придется еще долго ждать новых Гоголей и Чеховых. Если они и родятся и даже решатся что-то написать, то едва ли пробьются сквозь пестрый растиражированный интернет-поток всякой мути, текущий под грифом-баннером «Читать модно».

P.S. Логично было бы сказать, что издательствам грозит судьба звукозаписывающей индустрии, рухнувшей в эпоху видеоблогов, — если бы не бумажная книга. Подорожавшая, требовательная к качеству материала, дизайна и верстки — она медленно, но верно движется к статусу предмета роскоши, красивого подарка для ценителей и знатоков. Которым «Маркизу ангелов на планете зеленых обезьян» дарить как-то негоже.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7572
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7495
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?