Главная Культура 00:30 14 Февраля 2020 1801
Что мы будем читать в цифровую эпоху

За звучными определениями и терминами скрывается сползание к тотальной графомании

Дарья Ефремова
Подорожавшая, требовательная к качеству материала и дизайна бумажная книга медленно, но верно движется к статусу предмета роскоши, подарка для знатоков. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.c

Омниоканальность, диджитализция, коллаборация с мультимедийными платформами... Не пугайтесь новояза, это не из фантастики про супертехнологичное будущее, а из выверенных в цифрах прогнозов развития книжной индустрии, обнародованных на конференции «Книжный рынок: вызовы нового десятилетия» в Доме Пашкова. Увы: за звучными определениями и заумными терминами скрывается сползание в царство тотальной графомании.

Прежде считалось, что вездесущая «цифра» первым делом расправится с «бумагой», библиотеками и, пожалуй, слегка испортит жизнь рознице. Ну а дальше, если, конечно, не наступит апокалипсис, выживут сетевые гиганты, читать будем на ноутбуке и букридере, а «анахроничные» храмы знаний пропылесосят, выложат изнутри кирпичом из пенопласта и отдадут под молодежные центры с кофейней и детской комнатой. Однако свежие подсчеты (их обнародовали на днях в Российской государственной библиотеке) выявили совсем другие тенденции: вымирание грозит издательским холдингам, которые уже сейчас существенно сдают позиции под натиском онлайновых самиздат-платформ — таких, как Amazon, Wattpad, «ЛитРес».

На сухом языке цифр это означает, что за 2017 год общий доход Amazon превысил 160 млрд долларов, в то время как общемировое книгоиздание заработало только 140 млрд. Для тех, кто до сих пор ассоциирует самиздат с диссидентскими списками и качественной, но неугодной литературой, поясню: этим термином сейчас обозначают коммерческие онлайн-сервисы, на которых каждый может публиковать свои нетленки. Обсценной лексики, жестокости, порнографии можно не опасаться — такое модерируется роботом. Про порно он «знает», но вот литературным вкусом не наделен. В итоге автор выкладывает свое произведение, порой даже недописанное, так сказать, в процессе производства, платит за продвижение, читатель голосует просмотром и лайком, а то еще и скачает за небольшую мзду. Людям, читающим бессистемно и бездумно, это выгодно: гораздо дешевле, чем покупать детектив или дамский роман в магазине. «Писателям» радость: никакой нервотрепки с редакторами, не надо чьи-то пороги обивать!

Если говорить о жанрах, то, конечно, преобладают фэнтези или фантастика про иные миры и звездные войны (заглавия — «Цитадель гордыни» или «Триумф теней»), детективы (о названиях не спрашивайте), женское («В объятиях змея», «Зелье 999», «Самозванка для варвара»). Словом, все то, что когда-то называлось «бульварный роман», теперь удостоено почтительной формулировки: «многофункциональный развлекательный продукт». Почему «многофункциональный»? А потому что мультимедийные платформы легко превратят «хит продаж» в аудиокнигу или сделают по ее сюжету компьютерную игру. Это и называется «омниоканальность», которая, по мнению гендиректора группы компаний «ЛитРес» Сергея Анурьева, «позволит вовлекать в чтение в широком смысле слова нечитающую аудиторию», предлагая ей замену поп-музыке и поп-кино.

А как там у них на Диком Западе? Безусловный самиздатовский лидер в англоязычном мире «Будка поцелуев» Бет Риклз — произведение о разнополых школьниках Эли и Ли, соседях по коттеджному поселку в Южной Калифорнии, родившихся в один день и час. И все бы хорошо, если б в их идиллическую дружбу не вклинился сердцеед Ноа. Дальше какие-то коллизии про порванные штаны, незаладившиеся сто первых свиданий...

Казалось бы, издателям, сторонящимся подобной чуши, пора бить тревогу, но в том-то и соль, что у руля холдингов стоят не поборники высокого стиля, а вполне себе коммерсанты, для которых происходящее просто «вызов времени». Поэтому среди ключевых целей на ближайшее будущее рулевыми нашей литиндустрии называлось в основном «сотрудничество с самиздатовскими платформами и применение их преимущества в своей работе».

Аналитики рынка смотрят на развитие новых форматов «потребления» литературы с вымученным оптимизмом: подкасты, книги-сериалы, книги-чаты — это очень современно. Да и следить за предпочтениями читающих в интернете гораздо проще, чем за теми, кто сидит на диване с фолиантом классики. Уже сейчас диджитал-технологии фиксируют, на каком месте человек остановился в чтении или прослушивании книги, а значит, завтра можно будет проанализировать и эмоции. Что позволит авторам переписывать книги после пилотных продаж, а «легкую» литературу можно будет и вовсе сгенерировать по заданным пользователем параметрам — главный герой, мес-то действия, жанр...

Ясно одно: при таком развитии событий литературному сообществу придется еще долго ждать новых Гоголей и Чеховых. Если они и родятся и даже решатся что-то написать, то едва ли пробьются сквозь пестрый растиражированный интернет-поток всякой мути, текущий под грифом-баннером «Читать модно».

P.S. Логично было бы сказать, что издательствам грозит судьба звукозаписывающей индустрии, рухнувшей в эпоху видеоблогов, — если бы не бумажная книга. Подорожавшая, требовательная к качеству материала, дизайна и верстки — она медленно, но верно движется к статусу предмета роскоши, красивого подарка для ценителей и знатоков. Которым «Маркизу ангелов на планете зеленых обезьян» дарить как-то негоже.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6217
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5979
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4456
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...