В столичном «Экспоцентре» открылась самая вкусная выставка — «Продэкспо-2020». На входе — очереди, народ толпится у стендов и прилавков, где нарезают сырные кубики и кружочки колбасы. Граждане спешат приобщиться к миру изобилия и лично убедиться, как шлагбаумы на границе поспособствовали успехам отечественного импортозамещения.
Эта выставка — зеркало продовольственного рынка. Свою продукцию представили 2,6 тысячи участников, у 75% из них на товаре красуется знак «Сделано в России». Ключевая идея форума — курс на экспорт, здоровый образ жизни и органику. Попробуем идею на вкус?
Молочной продукции отдали самый большой павильон. Много региональных марок, которых нет на московских прилавках. Пробиться в столичные торговые сети — мечта каждого поставщика. Технолог Орловского молочного завода поясняет: лучше покупать молоко со сроком хранения до 10 дней — обработка минимальна, полезные свойства не утрачены. Надпись «нормализованное» означает, что его довели до нужной жирности с помощью сливок. А вот «восстановленное» сделано из импортного порошка и может храниться больше года. Выводы делайте сами.
Сыроделы — элита молочной промышленности. К владельцу «Русского пармезана» Олегу Сироте не подступиться. Он почти знаменит: дарит свои сыры президенту России, устраивает сырные фестивали в подмосковной Истре, основал Союз сыроваров России. Гендиректор тамбовской компании VERO Александр Копылов поделился с корреспондентом «Труда» тонкостями производства. Качество сыров, особенно твердых, очень зависит от кормовой базы и климата — и тут вальяжные альпийские буренки дают фору российским по всем показателям. Потому русский камамбер часто похож на плавленый сырок, нет в нем того аромата и текучести.
Впрочем, некоторые честно признают, что специально выпускают продукт без изысков — на другой у массового покупателя нет денег. А хорошее дешевым не бывает. Вот вам арифметика. Из 10 литров молока получается 1 кг сыра, в процессе двухлетней выдержки он еще теряет до половины веса. Выходит, цена килограмма качественного твердого сыра обитает в районе тысячи рублей. А все, что дешевле, гарантированно содержит пальмовое масло, крахмал, загустители и прочие добавки. В цену закладывается обязательная сертификация — 80 тысяч рублей за каждое наименование. Итальянцы, кстати, делают сыр без всяких сертификатов и отвечают за качество своим добрым именем. Потребители дорогих сыров — Москва, Петербург, города-миллионники, Дальний Восток и Крайний Север, где у людей еще водятся деньги.
Примерно так же обстоят дела с колбасами. Прилавки потрясают красотой выкладки и богатством ассортимента. Но особенно много посетителей у скромного стенда с маркировкой «без Е». Санкт-Петербургский завод «Иней» запустил линейку экопродукции почти без соли, с фруктовыми кислотами вместо нитритов для продления срока годности. Настоящая колбаса не может быть ярко-розовой — она сероватая, плотная и должна стоить больше 500 рублей, говорит технолог компании. Все, что ниже этой цены, — это соевые заменители и прочая химия. А некоторые торговые сети заказывают им ветчину с закупочной ценой 130 рублей — мелкий шрифт с составом продукта все равно-де никто не прочитает...
Агроцентр «Русская нива» из Тулы продает уже готовую курицу и индейку торговым сетям «Азбука вкуса», «ВкусВилл», «Деликатеска». Упаковка в 250 граммов стоит в рознице 250 рублей. Недешево! Представитель компании Алексей Петрунин объясняет: фишка — в инновационной технологии «су-вид» (продолжительная низкотемпературная, не более 62 градусов, тепловая обработка под вакуумом с последующим быстрым охлаждением). Продукция полезная, вкусная и потому дорогая.
Увешанный импортным хамоном стенд имеет наготове кучу разрешительной документации. Московская компания «Эль Парадор» закупает продукцию в Аргентине и Республике Сан-Марино, фасует ее в вакуумные упаковки и поставляет торговым сетям. Отпускная цена импортных деликатесов — от 2 тысяч руб-лей за 1 кг. К слову, крошечное горное государство Сан-Марино по площади в 40 раз меньше Москвы, а кроме местных жителей кормит толпы туристов и отправляет мясные деликатесы на экспорт...
А что покупает Россия? Основные статьи импорта на государственном уровне — молоко и говядина. Птицы и свинины в стране производится достаточно. Экспорт российских продуктов составляет 15 млрд долларов, но есть задача выйти на 45 млрд к 2024 году. Добрать недостающие миллиарды можно за счет органической продукции. Спросом за рубежом пользуются наши лесные грибы, ягоды, орехи, целебные травы и прочие дикоросы. При этом, посчитали эксперты, потенциал страны используется лишь на 6%, по этому показателю Россия занимает 46-е место в мире.
Сейчас и у нас входит в моду органика, чистое производство. Кто покупает продукты по цене втрое дороже обычных? По данным Росстата, это обеспеченные семьи, где родителям 25-40 лет с детьми. А также пенсионеры — чтобы побаловать внуков. Скептики утверждают, что платежеспособность населения пока не дает надежд на то, что «чистая» продукция станет массовой. Хорошо, если четверть наших сограждан потянутся к ней в обозримом будущем. Но это возможно в Москве, где средний чек в продуктовом магазине — 680 руб-лей. А в регионах средний чек составляет 180-200 рублей, там люди выбирают не самое полезное, а самое что ни на есть дешевое.
Тем не менее полки ломятся от продукции с маркировкой «эко». Есть даже органические пиво с водкой. Как появляется на них биомаркировка и кто отслеживает ее легитимность? Да никто! На бутылку клеит значок производитель, который, например, участвует в благотворительной программе спасения Байкала или амурских тигров. Экология? Да! Но водка-то от этого полезнее не стала. Или купили лен, заложили его в фильтры, добавили каплю концентрата кедрового ореха — и клей экоэтикетку. Такие вот «маленькие хитрости», закладывающие мину под хорошую идею.
Опасения по поводу внезапной моды на органику есть. Скорее всего, постепенно будут вытесняться из ассортимента относительно недорогие продукты, а под видом органики просто поднимутся цены. Или натуральные продукты будут доступны узкому кругу состоятельных людей. Остальным — растительные заменители! Кокосовое молоко и сое-вое мясо. Монстр мясного рынка «Мираторг» уже производит растительное мясо, но на выставке от этого факта с негодованием открещивается и показывает мраморную говядину. Хотя чего уж стесняться?