Главная Культура 19:12 14 Января 2017 5708
...И никакой электроники

В Большом зале Московской консерватории вновь звучит орган

Алла Буловинова

В канун Нового года в Большом зале Московской консерватории вновь, после многолетней реставрации, зазвучал неповторимый голос органа, история которого насчитывает более столетия. Это уникальный инструмент французской фирмы «Аристид Кавайе-Колль», построенный в конце XIX века специально для главного московского музыкального вуза. Возвращение органа в строй стало настоящим праздником для всех, кто любит Большой зал и музыку.

Чести первыми сыграть на обновленном инструменте произведения Баха, Брамса, Лангле, Франка, Видора и других композиторов удостоились органисты Любовь Шишханова, Алексей Семенов, Константин Волостнов.

Константин Волостнов, Дэни Лакор, Любовь Шишханова и Алексей Семенов по окончании концерта. Фото автора

После концерта удалось побеседовать с одним из них. Константин Волостнов начал учиться игре на органе необычно рано, в 11 лет в музыкальной школе имени Прокофьева, продолжил в музыкальном училище при консерватории под руководством Алексея Шмитова, ученика легендарного Леонида Ройзмана. В Московской консерватории занимался у профессора Алексея Паршина, в аспирантуре — у профессора Натальи Гуреевой, в Штутгартской высшей школе музыки и театра— у выдающегося немецкого органиста Людгера Ломанна, чей класс окончил в 2013 году с отличием. За время исполнительской деятельности играл на французских, испанских, итальянских, голландских исторических инструментах, а также на крупных американских и канадских органах. И с полным основанием утверждает: орган Большого зала — один из самых выдающихся в мире.

— Впервые я прикоснулись к нему в1993 году, в возрасте 13 лет, во время отчетного концерта школы, — начал рассказ Константин. —Потом было еще много таких отчетных концертов. Став студентом, больше всего играл летом, когда в зале не было загруженности и можно заниматься по семь-восемь часов. Радовался звуку, с тревогой наблюдал, как инструмент постепенно ветшает. Ведь он построен в 1899 году знаменитой французской фирмой «Аристид Кавайе-Колль» специально для Московской консерватории. Но в нее попал не сразу —в1900 году успел побывать на Парижской всемирной выставке, где был удостоен Золотой медали. И только в 1901 году установлен на своем окончательном месте. Не нужно забывать, что большой концертный орган — огромное техническое сооружением с массой деталей и механических узлов. Какой бы кропотливый уход за ним ни был, годы делают свое дело. И в 2009 году его вывели из эксплуатации. Вскоре в Большом зале консерватории начался капитальный ремонт, орган законсервировали, упаковав в специальный саркофаг, обтянутый брезентом, который защищал инструмент от механических повреждений и ремонтной пыли. К открытию зала в 2011 году фасад органа отреставрировали — но самая сложная работа по ремонту оставалась впереди. Долго проходил конкурс, который в итоге выиграла австрийская фирма «Ригер» — одна из крупнейших среди органостроителей мира.

Стратегической задачей реставраторов, продолжает Константин, было восстановление исторического облика органа. Нескольким регистрам, переделанным в середине ХХ века, вернули их оригинальное состояние. Да и в других механизмах были сделаны важные восстановительные работы. Их изготовили заново, но в соответствии с требованиями Кавайе-Колля. Вплоть до обклейки специальной бумагой: нашли материал того же состава, который использовался в конце XIXвека. Слава богу, документов фирмы «Аристид Кавайе-Колль» имелось в исчерпывающем объеме. Можно с уверенностью сказать, что мы получили не только исторически достоверный, но еще и имеющий хороший запас прочности инструмент.

Почему же в Московской консерватории появился французский орган, а не немецкий? Ведь основатели вуза явно были людьми, так сказать, немецко-ориентированными. Даже среди композиторских портретов в Большом зале — половина немцев, а другая — своих родных, русских сочинителей. Исключение сделали лишь для Шопена, впрочем и он славянин, поляк, к тому же с российским паспортом.

Это произошло, поясняет Волостнов, благодаря личностным и менеджерским качествам французского органиста, композитора и музыкального педагога Шарля-Мари Видора (1844-1937). Его игру в парижской церкви Сен-Сюльпис слышали высоко оценил Петр Ильич Чайковский. Впоследствии, в 1896 году, Видор, приехав с концертами в Москву, внес лепту в подготовкупроекта органа для перестраивающегося старого здания консерватории. Как раз тогда обсуждался немецкий инструмент! Но Видор сумел переубедить руководство консерватории, в частности директора Василия Сафонова (1852-1918), в преимуществах французской органостроительной школы. Работа с немецкими фирмами была остановлена, и Сафонов свою энергию перенаправил на приобретение французского органа. В какой-то степени Видор, игравший на органах фирмы Кавайе-Колляи тесно взаимодействовавший с ней, был заинтересован в его установке на сцене Большого зала. Для него это был своего рода бизнес. А для нас — огромная удача: мы стали счастливыми обладателями уникального инструмента, который оказался последней прижизненной работой Аристида Кавайе-Колля, выдающегося мастера, предвосхитившего время на столетие вперед.

Естественный вопрос — оснастили ли отреставрированный орган электроникой? На него Константин Волостнов отвечает категорически:

— Нив коем случае. Кавайе-Колль, к сожалению, а скорее к счастью, не знал, что это такое. Тогда и моторы-то для нагнетания воздуха в органные мехи появились не везде и не сразу.Когда инструмент привезли в Москву, консерватория была только-только электрифицирована. Что касается органа, лишь заменили кнопку для кальканта на электрическую. Калькант — это рабочий, качающий воздух в органные мехи. Ему звонили в звоночек, когда надо было начинать это делать. И вот эта деталь единственная стала электрической. Правда, впоследствии в трюме, под сценой, был все же установлен электромотор, заменивший мускульную силу. Но больше ничего, связанного с электрикой и тем более электроникой, в этом органе нет. Хотя на начальном этапе реставрации стоял вопрос о добавленииэ лектронных средств, позволяющих минимизировать работу ассистента, помогающих органисту менять регистры, т.е.тембры. Но во имя сохранения исторического памятника от этой идеи отказались сразу.

Константин Волостнов за органом. Фото автора

Но разве может органист обходиться без ассистента? Когда посмотришь на десятки ручек, включающих и выключающих отдельные регистры-тембры, в глазах рябит — как с ними может справиться один человек?

— Безусловно, может, — отвечает Волостнов. — Дело в том, что Аристид Кавайе-Колльне только строил красиво звучащие, так называемые симфонические органы, но еще и разработал систему группового подключения регистров, которая при должной квалификации позволяет органисту управлять инструментом в одиночку. Это французская традиция, именно во Франции органисты часто играют без ассистента.

В полной мере восстановить изначальный звук помог замечательный французский мастер-интонировщик (настройщик) Дэни Лакор. Блестящий музыкант и виртуозный техник одновременно, он отреставрировал несколько десятков органов Кавайе-Колля во Франции. И курирует в аббатстве Сент-Уэн в Руане один из крупнейших и наиболее исторически достоверных инструментов этого мастера, который чуть-чуть превосходит наш по размеру. Можно сказать, Дэни вырос на органах Кавайе-Колля, провел с ними всю жизнь.

Сама же интонировка, в обычных случаях требующая от двух до четырехмесяцев, продлилась намного дольше. Ведь она может проходить только в полной тишине. А Большой зал загружен концертами, репетициями, студенческими занятиями. К тому же, по окончании первой интонировки мастера обычно сразу проделывают вторую, чтобы откорректировать звук до идеального состояния.

И, разумеется, работа не могла быть успешной без увлеченного труда специалистов Московской консерватории, прежде всего заведующей органной мастерской Натальи Малиной.

—До сих пор пребываю под впечатлением от концерта открытия, — признался Волостнов. —Для меня это возвращение к истокам, к первым детским музыкальным опытам. Когда орган вывели из эксплуатации, не покидало ощущением потери, но и ожидания, трепета от того, что мы получим в итоге. Горд, что мне довелось работать в Экспертном совете по реставрации органа под руководством ректора Московской консерватории Александра Сергеевича Соколова. Мы контролировали весь процесс, не было ни одной детали, по поводу которой не состоялось бы досконального обсуждения. Ну а сегодня самое главное чувство — конечно, радость. И, честно скажу, некоторое удивление: так вот каким, оказывается, был и вновь стал наш инструмент! Вот каков настоящий голос органа Кавайе-Колля.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6230
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5993
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4475
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...