Проект, история создания которого насчитывает без малого 40 лет (от момента зарождения этой идеи), наконец-то вынесен на суд публики. Монумент, посвященный единству всех конфессий, представляет собой дерево с лепестками в виде символизирующих вечность лент Мебиуса, тянущихся к солнцу. Элементом композиции стали скульптуры Будды, Адама и Евы, Георгия Победоносца и других персонажей истории. Анатолий Чубайс отметил, что открытие скульптуры в Москве кажется ему фантастически важным и выходит за рамки только культурного события.
То обстоятельство, что бронзовая композиция Неизвестного все-таки появилась в центре столицы, можно считать набором счастливых случайностей. Сам автор признавался, что творческий процесс мог продолжаться бесконечно, это было своего рода сумасшествие. Но самой главной проблемой, по словам скульптора, стали многочисленные бюрократические и организационные препоны, преодолеть которые, как подчеркнул Эрнст Неизвестный, в одиночку ему бы не удалось. Помогло сложившееся, по выражению скульптора, "окопное братство". Один из участников этого братства - Анатолий Чубайс - заявил, что он посчитал своей абсолютной обязанностью помочь скульптору в реализации его планов.
- Эрнст Неизвестный - это человек, который одним из первых в стране сказал в лицо власти, что он с ней не согласен, - заметил глава энергохолдинга. - Мощное общественное движение 80-х - движение за свободу, за преобразование страны опиралось на то, что за 20 лет до того было сделано шестидесятниками - Эрнстом Неизвестным и его товарищами. То самое поколение, которое защитило страну в Великой Отечественной, возглавило борьбу с диктатурой в своей собственной стране. Дух шестидесятников, их принципы - все это сегодня очень востребовано в России.
Эрнст Неизвестный в свою очередь сообщил гостям, что "Древо жизни" - это символ всех религий и самых отдаленных, и даже незначительных культур. Архитектурно-математическая суть композиции законсервирована облаками свободной фантазии, в которой мысли и символы Нового и Ветхого заветов, апокрифов и мифов. Скульптор подчеркнул, что будет удовлетворен, если кого-то из присутствующих взволнует его работа, которую он считает венцом своего творчества.