Выбор главных направлений - задача чрезвычайно сложная. Ошибка может обойтись в триллионы рублей. Запустив огромный маховик, задействовав сотни предприятий, НИИ, КБ, свернуть с выбранного пути будет очень трудно. Между тем серьезные стратегические ошибки случались и у нас, и у американцев.
Одна из них - создание шаттлов. Доставка грузов этими кораблями оказалась намного дороже, чем одноразовыми космическими системами. Критическому анализу подвергаются даже, казалось бы, бесспорные исторические достижения. Например, высадку американских астронавтов на Луну известный российский ученый и конструктор космических кораблей, летчик-космонавт, профессор Константин Феоктистов оценивает не только с плюсом ("прекрасная инженерная работа!"), но и с большим минусом. Ведь те же задачи наша страна с помощью автоматов решила несравнимо дешевле, причем без риска для жизни космонавтов - лунный грунт был доставлен на Землю в 1970 и 1976 годах.
Критические оценки дают некоторые специалисты и проекту Международной космической станции (МКС), называя его "огромным просчетом стоимостью 100 миллиардов долларов". Такие станции общего профиля, по мнению экспертов, уже не отвечают требованиям времени, нужны специализированные орбитальные комплексы для решения вполне конкретных научных и прикладных задач. Например, для ремонта спутников. Или для производства уникальных материалов, лекарств.
Однако на реализацию проекта МКС, начатого десять лет назад Россией и США, израсходовано более 30 миллиардов долларов. Жалко выбрасывать такие деньжищи. Придется достраивать, вкладывая еще многие десятки миллиардов. В итоге Россия тратит на МКС половину своего космического бюджета в ущерб другим, весьма нужным программам.
Как видим, многовато просчетов. Сегодня цена стратегической ошибки в космонавтике возрастает многократно. Выбрав не лучший вектор движения, можем утратить важные позиции в мировой космонавтике и нанести тяжелый удар по своей экономике. Об этом мы беседуем с лауреатом Государственной премии, заслуженным машиностроителем Владимиром ХОДАКОВЫМ, пришедшим в космическую отрасль более полувека назад. Нынче он главный специалист головного Центрального научно-исследовательского института машиностроения.
- Владимир Николаевич, в проект концепции, как мне рассказывали, включено максимальное количество дорогостоящих программ: пилотируемые полеты и на Луну, и на Марс, на околоземные орбитальные комплексы, испытания новых транспортных систем и многое другое... Осилим ли?
- Нет, конечно. Нужно выбрать одно, максимум два главных направления. Здесь-то, думаю, и основная трудность.
- А в чем? Вот Соединенные Штаты четко определились: сначала освоение Луны, создание там базы, потом - отправка экспедиции на Марс. Если мы хотим удержать лидирующие позиции в космосе, то должны опередить американцев. Тем более что марсианский проект, работа над которым началась в России еще в 2000 году, реализован у нас уже на 35 процентов. Мы здесь опережаем США. При надлежащем финансировании могли бы, как считают специалисты, отправить экипаж к Красной планете уже в 2018 - 2020 годах, а Соединенные Штаты планируют такой полет только в 2030-м...
- У меня есть по этому поводу серьезные сомнения. Пришло ли время лететь людям на Марс? Зачем высаживаться сейчас на Красной планете? Конечно, с одной стороны, это будет престижной победой. Но с другой - насколько оправданны колоссальные расходы на программу? Сторонники марсианской экспедиции говорят, что она обойдется "всего" в 400 - 500 миллиардов рублей. Вообще говоря, не пустяк. Однако генеральный директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения академик РАН Николай Анфимов считает: затраты превысят 100 миллиардов долларов, то есть будут выше стоимости строительства и эксплуатации МКС.
Между прочим, российским проектом предусматривается не один, а несколько полетов марсианского экспедиционного комплекса (МЭК). Сначала его собирают на околоземной орбите и отправляют в испытательный рейс к Луне. Следующий этап: двухлетнее путешествие экспедиционного комплекса с экипажем к Марсу, но без посадки. Только облет - и в обратный путь. Наконец, на третьем этапе предполагается высадка космонавтов на поверхность планеты. Но если без эмоций, что может дать эта грандиозная многолетняя эпопея? Не лучше ли продолжить исследования Марса с помощью автоматов?
В любом случае экспедиция должна быть международной. Пилотируемый полет целесообразно организовать не ранее 2040 года. К тому времени новые разработки, в том числе нанотехнологии, новые космические системы, новые знания позволят значительно уменьшить его стоимость.
- Значит, пусть американцы будут на Марсе первыми?
- Во-первых, США еще не начали широкомасштабной подготовки марсианской миссии. А во-вторых, если они все-таки захотят угрохать кучу денег, увеличив и без того огромный государственный долг, то флаг им в руки. А у России еще очень много земных проблем: экологических, социальных, экономических...
- Как вы относитесь к эксперименту "500 дней", в ходе которого в земных условиях будет имитироваться полет на Марс?
- Не жду здесь сенсационных результатов. Самых главных, тяжелейших факторов космического полета - невесомости и радиации - в этом эксперименте не будет. Ну проведут в очередной раз исследования членов экипажа на совместимость, на психологическую устойчивость, работоспособность группы людей, находящихся долгое время в замкнутом, ограниченном пространстве. И что? Наш космонавт Валерий Поляков работал вместе с другими в реальном космическом полете чуть меньше 500 дней - 437 суток. Суммарная продолжительность двух его полетов составила 678 суток...
- Перейдем к Луне. Через тридцать лет после высадки американских астронавтов на поверхность ночного светила Соединенные Штаты возвращаются туда. Будут строить жилую базу. Американцы не собираются добывать там гелий-3, о котором так много говорил бывший руководитель РКК "Энергия" Николай Севастьянов ("полной чушью" назвал эту идею директор вашингтонского Института космической политики Джон Логсдон). Не входит в их планы и добыча редкоземельных металлов. Лунная база - плацдарм Америки на будущее. С Луны можно контролировать все околоземное космическое пространство. Поэтому на Луну и нам надо лететь обязательно...
- Вовсе нет. Мне уже приходилось отвечать в "Труде" на этот вопрос ("Зачем нам Луна?", газета за 12 ноября 2005 года). Я не против обитаемой базы на Луне, только надо понять, зачем это. Пока ясности нет. Если речь о контроле околоземного космического пространства, то это прекрасно делают наземные станции. Не убеждает и другой аргумент - "плацдарм на будущее". Хорошая идея, если есть лишние деньги. Создание базы обойдется, по оценкам, в сотни миллиардов рублей. Такие деньги, что, лишние? Наша космонавтика давно уже на полуголодном пайке. В 2001 - 2005 годах из-за недостаточного финансирования не были завершены семь крайне важных запланированных проектов. А тут сотни миллиардов...
Не исключаю, что американцы, построив лунную базу, через несколько лет попросту закроют ее. Если, конечно, проект не будет отменен раньше, например следующим американским президентом. В США все время подчеркивают: крупные космические проекты способствуют подъему национальной гордости и патриотизма. Не спорю. Но давайте реализовывать не просто громкие, а такие крупные, интересные проекты, которые, помимо сенсационности, еще и помогут улучшать жизнь, поднять научный и промышленно-экономический потенциал страны. Вот это будет настоящий стимул для подъема патриотизма.
- А есть такие проекты?
- Должны появиться. На мой взгляд, одно из перспективных направлений - сборка больших внеземных конструкций для решения важнейших задач. Речь, например, о космических солнечных электростанциях, орбитальных заводах по изготовлению уникальных материалов, переносу в космос вредных отходов, а в дальнейшем и опасных производств...
- Но солнечные космические электростанции очень дороги, они не могут конкурировать с наземными тепловыми, атомными...
- Пока не могут, но уже в близкой перспективе человечеству не обойтись без них. Острейшей, жизненно важной проблемой в предстоящие десятилетия станет ухудшение экологической ситуации на Земле. Между тем 80 процентов загрязнений в атмосфере и гидросфере приходится на долю энергетики. А ведь неизбежно строительство новых тепловых, атомных станций. При этом, как прогнозируют крупные ученые, дефицит энергии будет не уменьшаться, а нарастать.
Выход из глобального тупика - широкое использование экологически чистых, возобновляемых источников. Здесь Солнце занимает одно из первых мест. "В середине XXI века запасы нефти и газа будут близки к истощению, - убежден Вячеслав Андреев, профессор Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. - И солнечное электричество должно компенсировать их уменьшающуюся добычу. По разным оценкам, оно составит от половины до двух третей всей выработки электроэнергии к концу столетия". Большую роль будут играть и космические электростанции.
В самом деле, есть практически неисчерпаемый, непрерывно работающий мощный источник - Солнце. Не надо тянуть на тысячи километров газопроводы, достаточно развернуть панели солнечных батарей, и передавай электричество на Землю. Его стоимость, по расчетам специалистов Центра Келдыша, к 2035 году составит 35 центов за киловатт-час. Есть уже немало интересных проектов. Панели солнечных батарей растянутся над земным шаром на многие километры... Вот это действительно заманчивая цель. Страна, которая первой начнет эксплуатировать космическую станцию мощностью миллион киловатт (кстати, в Японии уже работают над таким проектом), откроет новую страницу в истории человечества. Не меньшей сенсацией станет и первый роботизированный космический завод полупроводниковых материалов, и вынесенные на орбиту цеха вредных производств...
- В заключение вопрос о кадрах. Открытие космической эры неразрывно связано с именем легендарного академика Королева. А сегодня что-то не видно фигур подобного масштаба...
- Такие выдающиеся личности, как Королев, рождаются не так уж часто. Но талантливые конструкторы, организаторы на Руси не перевелись, хотя и не всегда им дают дорогу. От руководителей крупнейших предприятий отрасли во многом зависят постановка этапных задач, успех в преодолении трудного космического пути.
Конечно, и государство, и крупный бизнес должны на нынешнем трудном этапе помочь отрасли. Дополнительных финансовых ресурсов потребуют, например, ускоренное выполнение нынешней федеральной космической программы, создание принципиально новых экономичных транспортных систем, которые обеспечат мощный грузопоток по трассам Земля - космос - Земля, а также разработка проектов (если они войдут в новую концепцию) космических солнечных электростанций, орбитальных заводов. Вложенные средства, уверен, принесут стране большую пользу и отдачу.
Наша космонавтика слишком долго находится в состоянии неопределенного ожидания...