Еще год назад доля отечественных производителей на этом рынке недотягивала до трети. Однако российский бизнес вложился в расширение производственных мощностей, чтобы занять опустевшие ниши после ухода крупных иностранных компаний. Сразу в нескольких российских регионах должны появиться крупные заводы по производству игрушек, детской посуды, мебели и канцтоваров. Как быстро это случится и достаточно ли этих усилий для того, чтобы сдержать натиск китайской продукции?
По данным Минпромторга, в России работают более полутора тысяч предприятий, выпускающих товары для детей — от игрушек и кукол до мебели и кухонных принадлежностей. Тем не менее отрасль до сих пор остается одной из самых зависимых от импорта. По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, доля отечественных производителей на этом рынке пока не превышает 35%.
До прошлого года большая часть ввозимых игрушек имела европейское, азиатское или американское происхождение. Образовавшийся после ухода крупных международных брендов (тех же Hasbro и Mattel) вакуум начали стремительно заполнять китайские производители. Их доля на нашем рынке и так была самой значительной (около 40%), а сейчас и вовсе перевалила за половину.
Впрочем, российский бизнес готов навязать конкурентам из Поднебесной серьезную борьбу. Главный аргумент — близость к покупателям. Наши заводы и фабрики могут поставлять свою продукцию в магазины и на маркетплейсы гораздо быстрее, причем по вполне конкурентоспособным ценам.
Вот только увеличить предложение не так просто — существующие мощности загружены, а для появления новых нужны деньги и время. В ближайшее время в Московской, Нижегородской, Кировской и Калининградской областях, а также в Башкирии появятся пять новых предприятий по выпуску детских товаров. На одном из них будут производить конструкторы, настольные игры, развивающие игрушки и товары для детского творчества, на другом — детскую мебель, на третьем — куклы из высококачественных пластмасс, на четвертом — канцелярские товары. А еще на одном — детскую посуду, как игрушечную, так и практичную (ланч-боксы, многоразовые бутылки для воды).
По словам президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, в ближайшие два года российские предприниматели могут увеличить свою долю на рынке до 45%. Наши производители учатся оперативно реагировать на изменение спроса и расширять ассортимент. К тому же россияне сохранили преданность и любовь к игрушкам отечественного происхождения. Большинство сограждан скорее купят изготовленные в стране куклы или конструкторы, чем привезенные из далекой Азии.
И кстати! Как показало недавнее исследование Роскачества, в рамках которого специалисты купили два десятка популярных мягких страшилищ и протестировали их по пяти десяткам параметров, ни одна из игрушек не смогла удовлетворить всем требованиям российского законодательства. Самое безобидное из выявленных нарушений — отсутствие данных об изготовителе и импортере. Самое серьезное — у 16 зубастых монстров из 18 были зафиксированы превышения, порой в несколько раз, предельных значений по содержанию фенола. И проблема не отдельно взятой игрушки, а отрасли, в которой не налажен контроль качества импорта.
Так что увеличение рыночной доли российских производителей пойдет всем только на пользу. Ведь наладить контроль за местными заводами и фабриками будет гораздо проще, чем за всепроникающим нелегальным импортом.