Пиратские изделия появились в Финляндии лишь в начале 80-х годов. Первыми стали распространяться подделки фирменных образцов одежды. Сегодня пиратство охватило все сферы. Подделывается все, что пользуется потребительским спросом, за исключением разве что лекарств, поскольку медицинские препараты находятся в Финляндии под строгим контролем государственных проверяющих органов.
Наиболее ходовым товаром на пиратском рынке стали компакт-диски с записями поп- и рок-музыки, а также видеокассеты и компьютерные игры. "Липа" проникает в страну главным образом из России и Эстонии. Пока местные таможенники по привычке "делали стойку" на алкоголь и табак, контрабанда которых подрывает ценовую монополию на эти бюджетообразующие товары широкого спроса, в Cуоми хлынул поток выпущенных нелегально СD-дисков. Провозить их на порядок легче, чем бутылки и блоки сигарет, меньше хлопот и риска в случае разбирательства на границе, а "навар" той же водке не уступит: разница между не лицензированным диском и тем, что продается в финском магазине, доходит до 1000 процентов. Компакт-диски, распиханные по десяткам боковых отделений чемоданов, рюкзаков, сумок самого разного калибра, провозят в Финляндию не только российские "челноки", но и соблазненные дешевизной музыкальных записей финские туристы, возвращающиеся из России.
Как считают в местных правоохранительных органах, незаконная торговля компакт-дисками еще не достигла масштабов, когда можно использовать термин "организованная преступная деятельность". Однако уже встречаются оптовики, которые оперируют довольно крупными партиями. Левый товар расходится по большей части через "кирпутори" - официальные, то есть создаваемые с разрешения властей "блошиные рынки", где любой желающий, но обязательно гражданин государства и налогоплательщик, в строго отведенное на то время может предлагать на продажу что угодно, кроме продуктов питания и, Боже упаси, спиртного или курева.
Финские "кирпутори" - место вполне пристойное. Здесь безукоризненно чисто. Каждый арендатор "торговой точки" обязан соблюдать строгие правила поведения. В частности, он не имеет права занимать ни пяди территории вне очерченного белой краской квадрата под номером, предназначенным ему для торговли. Если приглядеться, то среди немыслимой пестроты предлагаемого и праздного товара увидишь, что едва ли не у каждого коммерсанта - широчайший выбор СD-дисков, "винила", компьютерных игр. Происхождение товара - исключительно "забугорное", то есть российское.
Еще более контрастная картина предстает на так называемых "красных площадях" - "самостийных", никем не санкционированных толкучках, которые стихийно возникают там, где из автобуса высыпают наши "деловые туристы" со своим нехитрым "джентльменским набором" - хохлома, гжель, жостовские подносы, матрешки... Это то, что, как говорится, идет в открытую. А из-под полы все та же музыка на любой вкус. Такие "летучие рынки" не только вмиг образуются, но и так же стремительно исчезают при приближении полицейских, явно не жаждущих устраивать облавы и хватать всех подряд.
Власти Финляндии пока без особых результатов, но тем не менее планомерно и последовательно ужесточают борьбу с фальшивками. Вступил в силу закон, согласно которому ввозить в страну разрешается за один раз не более 5 компакт-дисков на человека. За нарушения можно получить до полугода тюрьмы, что, по финским меркам, немалый срок, или до 70 тысяч евро компенсации в пользу пострадавшей стороны.
Определением ущерба, а также пропагандой способов разоблачения пиратства и борьбы с ним занимается Финский центр по защите авторских прав. Он предлагает свой телефон и электронный адрес всем, кто пожелает сообщить его сотрудникам о любых случаях подозрительной торговой деятельности. Специальная группа контролеров держит под наблюдением "блошиные рынки" в разных частях страны. Лица, попавшиеся на распространении подделок, получают от центра уведомление, что они взяты "на заметку". Если речь идет о серьезных нарушениях, дело передается полиции. Активисты центра считают, что у них есть шанс переломить ситуацию к лучшему: финские граждане в массе своей законопослушны, а если и приобретают изделия подпольного производства, то по большей части только потому, что отличить их от настоящих рядовому покупателю не так просто. Разве что по цене, но вот тут-то природная финская добропорядочность дает слабину.