
Режиссеру Геннадию Тростянецкому, известному постановками в разных российских театрах, лауреату нескольких премий, впору вручать приз за самое продолжительное «театральное» интервью. Тридцать часов (с перерывами) записывал он свою беседу с Ириной Соколовой. Чтобы «перевести» затем запись в спектакль о жизни этой легендарной петербургской актрисы. В текущем году она отмечает свой 85-летний юбилей. «Счастливые дни Соколовой Ирины», - назвал мастер свою двухчасовую постановку на родной для Ирины Леонидовны сцене Театра юного зрителя, где за 60 с лишним лет сыграла она более ста ролей.
Её амплуа – травести. С детских сказок, играя мальчишек и девчонок, а также всевозможных зверушек, начинала она своё сценическое служение. Но не была бы «хулиганкой», как шутливо, с любовью, называют её коллеги за азарт и склонность к импровизации, если бы только «детским» репертуаром и ограничилась.
ТЮЗ – её альма-матер. Но были ещё Александринка и БДТ, студия Анатолия Праудина в «Балтийском доме», театр Романа Виктюка... У Праудина она играла Анну Ахматову в «Поющих призраках». У Виктюка в спектакле «Антонио фон Эльба», не потерявшись рядом с великой Еленой Образцовой, чей партнершей была в той нашумевшей в своё время постановке.
Снималась и у признанных мэтров кино. В частности, в фильмах Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие», «Телец», «Молох». В последнем сыграла... Геббельса, ближайшего сподвижника Гитлера. Причем, практически без грима, без парика. Но столь убедительна была в этом образе, что страшная личность фашиста предстает перед зрителями воочию.
В основу юбилейного спектакля легла биография этой большой актрисы невысокого роста. Режиссер-постановщик выстроил мизансцены по принципу «от рождения до наших дней»: бабушка Ирины – потом родители – война – эвакуация – дистрофия - первые аплодисменты... Ей исполнилось пять лет, когда сыграла свою первую роль – гномика в спектакле «Золушка». Надо было заполнить вынужденную паузу, с чем малышка Соколова стравилась отлично, не стушевавшись перед полным залом зрителей. За что получила воистину судьбоносный гонорар: конфету и яблоко!
Эпизод за эпизодом. Всё новые герои на авансцене, включая зверушек, изображаемых молодыми актерами. А где же наша героиня? Долго пришлось её ждать. Но вот, наконец, вышла юбилярша на подмостки под аплодисменты зрителей, и...
Практически бессловесной оказалась её роль в ей же посвященной постановке. На подмостках она стояла, сидела, лежала - всё это молча, в отличие от остальных действующих лиц, «бьющихся» над её судьбой. Иногда ходила, так же молча, вслед за ними, согласно, видимо, ремаркам постановщика. Один лишь раз было дано ей слово – в той ретро-сцене, где она, как бы поступая в студию ТЮЗа, читала басню. И так как прочитала, а заодно и сыграла её в свои 80+,стоит всего двухчасового действа! За три «басенных» минуты сумела вызвать у публики и смех, и слезы. А ещё радость от встречи с истинным талантом, полным азарта и желания продолжать творить.
Что, собственно, Ирина Леонидовна и делает. В том же ТЮЗе не сходят с афиш аншлаговые «Старосветские помещики» с её участием, «Иудушка из Головлева, «Вечера Петра Великого»...
С чем угадал Геннадий Тростянецкий, та это с названием спектакля. Напомнившего пьесу Сэмюэля Беккета «Счастливые дни», героиня которой вспоминает о лучших временах своей жизни. О том, что в любой, даже самой драматической ситуации, надо быть мужественным, любить жизнь, не терять чувства юмора и, по возможности, самоиронии.
Серьёзный юбилей в текущем сезоне в другом популярном петербургском театре - Молодежном. Скорее даже юбилейная серия. Там отмечают 45-летиеего создания, 35-летие работы в нём Семена Спивака, и 30 лет актерско-режиссерской мастерской Семена Яковлевича в Российском государственном институте сценических искусств.
Первый курс студентов он набрал в середине непростых 1990-х. Зрителей немного бывало тогда на спектаклях. Но те, что приходили, не жалели об этом, вдохновляя молодую труппу на самоотдачу.
Своих студентов Спивак не только учит сценическому движению, перевоплощению, et cetera, но и помогает им найти себя в профессии, не теряя при этом самобытности. Многие, помимо сцены, активно снимаются в кино, узнаваемы и популярны. Среди них – ныне 37-летний Егор Кутенков (ведущие роли в петербургских театрах и более 40 художественных фильмов); Елена Радевич, известная по ролям в сериалах; Анна Табанина («Бедная Настя»), чья творческая карьера началась ещё в студенческие годы.
Фишка мастера Семена Спивака в том, что дипломные спектакли его студийцев ставят всегда на основной сцене театра. Где они, как правило, надолго там задерживаются, пользуясь успехом у публики. Театральная притча «Крики из Одессы» по рассказам Исаака Бабеля, к примеру, идет уже 27 лет и до сих пор смотрится с интересом.
По случаю юбилея в родном для себя Молодежном театре собрались «спиваки» всех пяти минувших с 1990-х годов выпусков. Капустник, подготовленный и проведенный ими, вышел на славу!