К этому уголовному делу, начавшемуся весной 1892 года, было приковано внимание всей читающей России. А сегодня о нем забыли. Чтобы исправить историческую несправедливость, наши репортеры отправились по следам событий — в удмуртскую глубинку, в село Старый Мултан (ныне село Короленко).
Итак, с чего все началось? Утром 5 мая 1892 года крестьянская девочка Марфа Головизнина на лесной тропе между деревнями Чулья и Анык обнаружила обезглавленный труп. Убитым оказался бродяга Конон Матюнин. Началось следствие, в ходе которого выяснилось: у трупа нет сердца и легких, а на теле имеются следы уколов. Этого оказалось достаточным для того, чтобы обвинить жителей Старого Мултана в жертвоприношении. Основание? Некоторые языческие традиции, сохранявшиеся в жизни вотяков. А уколы могли быть сделаны для того, чтобы пить кровь жертвы...
У этой версии сразу же появилось немало сторонников. К тому времени, несмотря на принятие христианства, у вотяков-удмуртов и соседних с ними черемисов (нынешних марийцев) действительно сохранялись языческие обряды, в которых приносились дары местным богам. Но никаких свидетельств того, что наряду с ритуалами, больше носившими фольклорный характер, практиковались человеческие жертвоприношения, не было. Обвинения в ритуальных убийствах строились сугубо на домыслах.
Вспомним, кстати, роман Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог», где приехавший из столицы чиновник пытается обвинить местных жителей в человеческих жертвоприношениях языческому божеству Шишиге. Их национальность писатель обозначает выдуманным словом «зытяки», заставляя вспомнить и о вотяках, и о зырянах...
Продолжавшееся более четырех лет судебное разбирательство по делу о кровавом преступлении, якобы совершенном крестьянами села Старый Мултан, относится к числу знаменитых процессов конца XIХ века. И, скорее всего, подсудимые оказались бы на каторге, если бы в их защиту не выступил известный на всю Россию писатель В.Г. Короленко. Он опубликовал несколько репортажей о мултанском деле, в том числе из зала суда, где присутствовал не только как журналист, но и в качестве адвоката обвиняемых. В течение нескольких лет его материалы регулярно печатались в самых популярных и авторитетных газетах того времени — в «Русском слове» и «Новом времени», в уважаемом журнале «Русское богатство».
Блестящий публицист, Короленко вступил в схватку с безжалостной судебной машиной — и вышел победителем. Благодаря его ярким и убедительным публикациям суд оправдал обвиняемых. Выяснилось, что подлинными виновниками случившегося явились богатеи из окрестных сел. Организовав убийство, они свалили вину на крестьян-вотяков, надеясь получить в собственность конфискованные у приговоренных земли и имущество. В память о тех событиях Старый Мултан в 1939 году переименовали в Короленко.
И вот спустя 126 лет после начала тех драматических событий мы держим сюда путь. Деревня, где сегодня проживают всего 217 человек, осталась вдали от промышленных центров, она окружена глухими лесами. Из столицы Удмуртии, где мы посетили республиканский музей и узнали много интересного о мултанском деле, отправляемся на электричке в поселок Кизнер. Это 160 км от Ижевска. Здесь нас встретила замглавы районной администрации Елена Кумаева. А дальше по тропе отправляемся к месту событий.
Вот что писал когда-то Короленко: «Я был на этой тропе. Трудно представить себе место более угрюмое и мрачное. Кругом ржавая болотина, чахлый и унылый лесок. Узкая тропа, шириной менее человеческого роста, вьется по зарослям и болотам». Кое-что с той поры, конечно, изменилось. Болота местами высохли, грунтовая дорога петляет среди заброшенных, поросших мелколесьем полей. Осень в Удмуртии, на наше счастье, выдалась сухой, а в дождливую погоду здесь без вездехода не обойтись.
...Село Старый Мултан возникло в XVI веке. Оно процветало: одна ярмарка сменялась другой. Купцы добирались сюда без особых трудностей, неподалеку проходил почтовый тракт, примыкавший к Сибирскому. В селе множились торговые лавки. И вдруг беда: заговорили о ритуальном убийстве, начались судебные процессы. В сентябре 1895 года к писателю Короленко обратились два вятских журналиста с просьбой вмешаться в дело. Они посчитали, что на глазах у всех творится вопиющий судебный произвол, торжествует несправедливость.
Первый же суд, состоявшийся в городе Малмыже, завершился обвинительным приговором в отношении семерых из десяти подозреваемых. Крестьян приговорили к каторжным работам и ссылке. Однако Сенат в связи с нарушением норм судопроизводства отменил приговор. И тут к делу (второе рассмотрение началось 29 сентября 1895 года в Елабуге) подключился Короленко. После повторного вынесения обвинительного приговора в «Русских ведомостях» последовали острые пуб-ликации — и вновь приговор был отменен. К слову, крестьян энергично защищал знаменитый адвокат А.Ф. Кони. В ходе третьего слушания, состоявшегося в городе Мамадыше в мае 1896-го, Короленко не только писал о процессе, но и сам выступал на суде. И на сей раз обвиняемых оправдали. Статьями Короленко зачитывалась вся Россия. Под общим заголовком «Мултанское жертвоприношение» они вошли в 4-й том полного собрания сочинений писателя...
А вот и село Короленко. Здесь и сегодня бок о бок живут русские и удмурты. Совхоза давно не стало, кормятся люди с земли, зарабатывают кто как может. Есть среди местных и потомки тех, кто проходил когда-то по мултанскому делу. Злодеи, убившие бродягу, успели тогда скрыться, но легенда гласит: спустя годы один из них возвратился в Старый Мултан и покаялся в грехе священнику местной церкви. В этот же храм Успения Пресвятой Богородицы после завершения процесса крестьяне Старого Мултана отправились на благодарственный молебен (один из обвиняемых, Василий Кузьмич Кузнецов, был старостой церкви).
Построенная в 1860 году, она сохранилась до наших дней и не закрывалась даже в советские времена. Почти полвека служит в ней отец Николай. Он встретил нас у храма и повел внутрь. А там — осыпающиеся иконы XIX века, разрушающийся иконостас. На восстановление нет средств.
Зато в прекрасном состоянии дом, некогда принадлежавший все тому же состоятельному крестьянину Василию Кузнецову. Его построили в 1867 году. На нижнем каменном этаже размещалась лавка, где торговали всем, что нужно на селе: скобяными изделиями, инструментами, крупами, сладостями, рыбой. Товар привозили с Камы, из Елабуги, куда вела дорога — ныне исчезнувшая. Сегодня в доме расположился местный краеведческий музей. В нем рядом с предметами быта удмуртских крестьян разместилась экспозиция, посвященная мултанскому делу. На одной фотографии 1892 года изображены обвиняемые перед началом процесса, а на другой, сделанной через четыре года, те же люди — после оправдательного решения суда.
В этом же доме Кузнецова останавливался Короленко. Сохранился рисунок писателя, на котором тот запечатлел молебный шалаш — куал, где якобы был принесен в жертву несчастный бродяга. Писатель сумел доказать, что никакого ритуального убийства в нем не происходило. В осмотре экспозиции вместе с нами участвовала Ангелина Игнатьевна Пчелова, в девичестве Кузнецова. Это ее предки проходили по мултанскому делу. Она помнит свою бабушку, которой в год начала процесса было 9 лет...
И вот что самое интересное и важное: вся эта история, затеянная для того, чтобы посеять семена вражды между русскими и удмуртами, не привела к отчуждению и мести. И еще урок всем нам ныне живущим: популярный писатель Короленко, знаменитый адвокат Кони, влиятельные в те времена издания дружно вступились за несправедливо обвиненных удмуртов, простых крестьян. И смогли всколыхнуть всю страну, и добились справедливости. И все это — в позапрошлом веке! Есть, есть о чем нам задуматься у памятника писателю, поставленного рядом с музеем «Вуж Мултан»...
P.S. Редакция «Труда» благодарит за помощь в подготовке материала админист-рацию МО «Кизнерский район» и лично Е.В. Кумаеву, заведующую филиалом Кизнерского краеведческого музея О.М. Соколову, главу МО «Короленковский» Т.А. Волкову.