Как не раз писал «Труд», наши каналы, кажется, вступили в соревнование по тому, кто больше рассмешит зрителей. На выполнение этой высокой задачи поставлены не только Петросян, КВН, букет «Клабов», «Пельмени», Задорнов и многочисленные ситкомы. Вроде пора притормозить, пожалеть аудиторию и не дать ей лопнуть от гомерического хохота, но нет — в эфире появляются все новые проекты соответствующих жанров.
В рамках обновления эфирного пространства НТВ выпустил проект «Салтыков-Щедрин шоу». Название многообещающее. Ведь даже те, кто не читал ни единого произведения русского классика, за исключением «Премудрого пискаря», которого проходили в школе, наверняка знают его имя по едким и все еще актуальным афоризмам на тему российской действительности. Их очень любят цитировать сегодняшние публицисты, особенно тот, что про законы и необязательность их исполнения. Словом, изначально было понятно, что «Салтыков-Щедрин шоу» будет сатирическим и что не может не вызвать интереса, поскольку с юмором у нас в эфире все хорошо, а вот с сатирой — совсем худо. Сейчас не то что «Куклы», смачно проходившиеся по первым лицам страны, но даже и «Прожекторперисхилтон», имевший обыкновение кого-нибудь из верхушки походя тяпнуть, даже первые выпуски «Мульта личности» кажутся чем-то нереальным.
Что же представляет собой шоу имени Михаила Евграфовича, вице-губернатора, писателя и человека? Разумеется, сразу же возникают аналогии с упомянутым «Прожектором»: несколько ведущих в студии обсуждают злободневные новости, стараясь довести их до абсурда, а сам процесс сделать максимально смешным. Только здесь они черпают информацию не из газетных публикаций, как это было в программе Первого канала, а из видеоматериалов и фотографий, присланных стрингерами — независимыми репортерами. Как и в почившем в бозе «Прожекторе», тут за «рулем» тоже признанные остроумцы — Николай Фоменко, Алексей Кортнев, известные шоумены и музыканты, а также представители КВНа Дмитрий Колчин, Сергей Нетиевский и Екатерина Скулкина. Прямо-таки смех с доставкой на дом.
На какие же явления обрушивается с критикой эта пятерка? На чиновников, которые, испугавшись критики президента во время прямой линии, срочно бросаются ремонтировать дороги в своем регионе, красят траву и скрывают разрушенные фасады зданий перед приездом высокого столичного начальства, закупают мебель и оборудование для офисов на астрономические суммы. А также на долгострои, бюрократические препоны, халатность и т. д. Например, в последнем выпуске был сюжет про девочку, которая не смогла сдать ЕГЭ из-за того, что ей не хватило бланков. Тут же посыпались шутки на тему, где еще бланков может не хватить. Уж не на выборах ли часом? Но «Салтыков-Щедрин шоу» не чурается и вполне обыденных, простеньких тем. Таких, например, как нелепые вывески и двусмысленные объявления.
Вроде бы это все нормальные поводы для сатиры и юмора. Но вот только и с первым, и со вторым у энтэвэшной пятерки получается не очень. Местами поневоле вспоминается старый добрый «Фитиль», клеймивший «отдельные недостатки». Там авторы сюжетов показывали стройки и предприятия, колхозы и НИИ, давали слово своим героям, а в заключение с иронией в голосе комментировали происходящее. По меркам застоя такая критика казалась очень острой. В «Салтыков-Щедрин шоу» она, разумеется, разухабистей, разнообразней, но при этом почему-то выглядит слегка натужной, словно самой великолепной пятерке большинство сюжетов скучны.
Да и шутки смешными получаются редко. Ведущим так и не удается дотянуть происходящее в студии до заявленного в названии жанра — до настоящего шоу. Острота одного зачастую сменяется остротой другого невпопад, они не перетекают органично одна в другую, как это было все в том же «Прожекторе». То есть нет развития мысли, а есть отдельные номера, порой удачные, чаще — нет... Но ведь вряд ли Ургант со товарищи настолько остроумней Фоменко и Ко?! Так в чем же дело? Может, в том, что «прожектеры» лишь делали вид, что импровизируют? А на самом деле выдавали шутки, сочиненные заранее сценаристами, а «щедринцы» работают вживую, что, разумеется, сложнее. Нет, причина, скорее, в другом. Настоящая сатира, без оглядки на чины, звания, политкорректность, особенности геополитического процесса, без постоянного присутствия внутреннего цензора сейчас просто не ко времени. Та же, что допустима, получается такой, какой получается.
И еще об одном проекте, в названии которого увековечено имя — не побоюсь этого слова — классика. Речь идет о шоу «МаксимМаксим», с помпой преподнесенном как возвращение Максима Галкина в эфир Первого канала после восьми лет отсутствия. Впечатления от увиденного странные. В голову приходит мысль о том, что повтор в названии подразумевает некое раздвоение личности, наподобие доктора Джекилла и мистера Хайда. Один Галкин все эти годы участвовал в каких-то концертах, вел программы на «России 1», а другой находился в состоянии анабиоза. И вот как раз этот, второй, и пришел под знамена Константина Эрнста и совершенно не понимает, что шоу-бизнес за истекший срок сильно изменился. Что стали другими шутки, что в анекдотах и пародиях фигурируют другие персонажи, да и сами эстрадные жанры в целом существуют по другим законам. Этому не до конца проснувшемуся Галкину кажется, что он все еще в тех годах, когда он, его супруга и ее окружение могли быть в эфире ежедневно, и зритель с восторгом принимал их хохмы, песни и откровения, вне зависимости от качества. Но Максим, безусловно, талантливый человек и, вполне возможно, найдет в себе мужество остановиться, оглянуться: Окончательно проснуться и пойти другим путем.